Атака на антикоррупционные органы, которая состоялась в июле этого года, была самой сильной, которую помнит детектив НАБУ Руслан Магамедрасулов, о чем он заявил во время рассмотрения апелляции на его арест. По словам детектива, дело, которое СБУ открыла против него - это попытка спецслужбы вмешаться в рабочий процесс Национального антикоррупционного бюро. Видео с выступлением детектива в суде опубликовала исполнительный директор Центра противодействия коррупции Дарья Каленюк.
"За это время моей работы (с 2015 года - ред.) было много атак на НАБУ. Были и похищения сотрудников бюро, были нападения, были угрозы и попытки изменить законы... Было много шагов, но 21 июля была самая большая атака", - заявил Магамедрасулов.
Именно в тот день СБУ и Офис генпрокурора провели десятки обысков у сотрудников НАБУ, не имея для этого соответствующего постановления суда. Тогда правоохранители прикрылись "старыми производствами о ДТП". Магамедрасулов обратил внимание, что независимо от того, каких производств якобы касались обыски, у детективов НАБУ изымали одни и те же вещи: телефоны, ноутбуки, носители информации, доступ к почте и тому подобное.
"То есть их не интересовало ничего, кроме того, чтобы вмешаться в наш рабочий процесс. Потому что в телефонах, я думаю, тайной информации не было. Но все равно по той переписке, что там содержалось, можно было установить объект заинтересованности, наши оперативно-розыскные задачи и задачи следователей, открывающих производство. Поэтому, я считаю, что это была такая организованная атака на Бюро. Обыски у первого заместителя, у руководителей подразделений, и у старших детективов, которые, кстати, больше всего привлечены к работе на особо важном направлении. Поэтому, ваша честь, я считаю, что в первую очередь, как и другие обыски, было атакой на все Бюро", - добавил Магамедрасулов.
В то же время то, что ему инкриминируют, детектив НАБУ назвал "смешным". В том числе и потому, что публичные заявления СБУ расходятся с материалами дела. О чем. к слову, ранее уже сообщали и в ЦПК.
"В интернет-ресурсах СБУ говорит, что это государственная измена. А когда мы открываем материал, они говорят, что я готовился к совершению уголовного правонарушения в части передачи стране-агрессору материальных ценностей. Но у меня вопрос: почему не довели до конца? Если я готовился, то дождались хотя бы покушения или конца совершения уголовного правонарушения. Зачем на готовке реализовываться?", - добавил детектив.
По словам Магамедрасудова, у следствия следствие якобы имеет два доказательства в подтверждение этой деятельности. Одним из которых оказался якобы разговор о "Дагестане", который как отмечает Магамедрасулов и ЦПК был на самом деле Узбекистаном.
"Я не говорил, что это не я. Я говорил, что именно такого разговора с такой стенограммой я не делал. Потому что слова "дагестанская программа" мне вообще неизвестны. Я предлагал следователю провести исследования, допросы, ведь я не знаю такого, никогда не слышал. Разговор был об Узбекистане", - рассказал детектив.
Он также отметил, что за два месяца не получил ни постановлений суда об обысках или аресте, ни другие документы. Хотя не раз вместе с адвокатами делал запросы по ним. Кроме того, он рассказал об избиении во время обыска. В то же время Магамедрасулов отметил, что с начала полномасштабной войны он находился в Украине.
"В первые дни я в команде министра Монастырского находился в правительственном квартале. Затем защищал офис президента определенное время. Затем был с СБУ на территории Киева. В июне поехал в Запорожскую область с СБУ и там провел более полугода. У меня есть все основания для получения участника боевых действий, я еще в феврале подал заявку. У меня есть благодарности от Залужного, заместителей главы СБУ за ту деятельность, которые мы осуществляли в Запорожской области", - заявил Магамедрасулов.
Напомним, что руководителя межрегионального управления детективов НАБУ Руслана Магамедрасулова СБУ задержала 21 июля по подозрению в госизмене и отправили под стражу без права залога. СБУ обвиняет его и отца в сотрудничестве с республикой Дагестан и даже в качестве доказательства опубликовала аудиозапись. Однако на очищенной от шумов звуковой дорожке четко слышно, что речь между отцом и сыном шла об Узбекистане.
Сам детектив говорит, что за ним долгое время следили, в том числе во время реабилитации в Испании.
Задержание Магамедрасулова предшествовало инициативе депутатов по уменьшению полномочий НАБУ и Специализированной антикоррупционной прокуратуры. Соответствующий закон, который подчинял их генеральному прокурору приняли на следующий же день, однако под давлением общества президент Зеленский был вынужден подать законопроект, который отменял эту инициативу и восстановил институциональную независимость антикоррупционных органов.
В интервью ZN.UA глава САП Александр Клименко отмечал, что сейчас осуществляется давление на определенных людей, чтобы они свидетельствовали, что в НАБУ есть российское влияние. После обысков у сотрудников бюро все расследования на некоторое время фактически остановились, ведь многие стали очень осторожными. Больше об этом читайте в первой ивторой частях интервью Клименко редактору отдела внутренней политики Инне Ведерниковой.