Когда Израиль во вторник, 9 сентября, объявил, что нанес удар по высокопоставленным лидерам ХАМАС в Катаре, в официальных заявлениях заметно не хватало упоминаний об одной израильской спецслужбе — Моссад. Это потому, что израильская внешняя разведка отказалась выполнять план, разработанный в последние недели, который предусматривал ликвидацию лидеров палестинской группировки с помощью агентов на местах, сообщает WP, ссылаясь на источники.
Директор Моссада Давид Барнеа выступил против ликвидации лидеров ХАМАС в Катаре, отчасти потому, что такой шаг рисковал нарушить отношения, которые Барнеа и его ведомство наладили с катарскими представителями. Катар принимал ХАМАС и выступал посредником в переговорах о перемирии между боевиками и Израилем.
Предостережения Моссада относительно наземной операции в конечном итоге повлияли на то, как был осуществлен удар, и, возможно, на вероятность его успеха. Они отражали более широкую оппозицию внутри израильских силовых структур в отношении удара, который одобрил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху.
Хотя израильские силовики в целом согласны с тем, что всех лидеров ХАМАС, включая тех, кто проживает за рубежом, следует в конце концов ликвидировать, многие ставили под сомнение выбор времени для проведения операции, учитывая, что представители группировки собирались в Катаре — стране, которая является важным союзником США, и что эти представители обдумывали предложение американского президента Дональда Трампа относительно освобождения израильских заложников, удерживаемых в Газе, в обмен на прекращение огня.
Вместо того, чтобы задействовать агентов Моссада, во вторник Израиль прибегнул к альтернативному варианту: применил истребители, которые с большого расстояния выпустили ракеты. ХАМАС заявил, что авиаудар не убил высокопоставленных лидеров группировки, включая Халила аль-Хайю. Но, по словам боевиков, в результате атаки погибли несколько родственников и помощники из его делегации, а также офицер из Катара. Израильские чиновники отказываются публично делиться оценками результатов, хотя сразу после нападения казалось, что "Израиль не получил того, кого хотел", по словам собеседника WP.
Неясно, могла ли наземная операция получить большие шансы на успех, но в прошлом году агенты Моссада подложили бомбу в спальне лидера ХАМАС Исмаила Хании в Тегеране, убив его.
"На этот раз Моссад не хотел делать это на земле", — сказал один из источников издания, добавив, что Моссад рассматривал Катар как важного посредника в переговорах с ХАМАС.
Другой собеседник издания поставил под сомнение выбор времени для операции.
"Мы можем достать их через год, два или четыре, и Моссад знает, как это сделать. Зачем делать это сейчас?", — сказал он, имея в виду возможность тайных операций по ликвидации лидеров ХАМАС в любой точке мира.
Аналитики говорят, что Нетаньяху, который приближается к полному наземному вторжению в город Газа, возможно, потерял терпение в отношении переговоров о перемирии.
"Барнеа известен как человек, который считает, что посредничество Катара имеет ценность, и нельзя сжигать канал посредничества. Но Нетаньяху, возможно, решил, что вторгнется в город Газа, считая, что последнее предложение Трампа относительно освобождения заложников не имело никакой поддержки со стороны ХАМАС. Если это так, то Нетаньяху, возможно, рассматривал переговоры как бесполезное ограничение для действий на местах", — отмечает старший научный сотрудник Вашингтонского института Дэвид Маковский.
Кроме Барнеа, начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля Эяль Замир, который призвал Нетаньяху принять соглашение о прекращении огня, также высказал возражения против времени проведения удара, опасаясь сорвать переговоры, тогда как министр стратегического планирования Рон Дермер и министр обороны Исраэль Кац согласились с решением премьера.
Действующие и бывшие израильские чиновники, включая Нетаньяху, заявили, что Израиль был вынужден совершить воздушный удар по Катару во вторник, поскольку появилась редкая возможность, когда ключевые лидеры боевой группы, стоящей за атаками на Израиль 7 октября 2023 года, собрались в одном месте. Они также были вынуждены ответить на нападение палестинских боевиков в понедельник, 8 сентября, в результате которого погибли шесть израильских гражданских лиц в Иерусалиме, ответственность за которое взял на себя ХАМАС, а также на засаду в Газе, в результате которой в тот же день погибли четверо израильских солдат.
Некоторые израильские чиновники считают, что Израиль со временем восстановит отношения с Катаром.
Сейчас Израиль сталкивается с дипломатической бурей, поскольку Катар публично осудил авиаудар как предательство процесса посредничества.
В минувшие выходные американские чиновники представили, а Трамп публично разрекламировал, новое предложение США, которое предусматривает освобождение 48 израильских заложников в обмен на то, что глава Белого дома будет непосредственно контролировать переговоры о постоянном урегулировании войны и разоружении ХАМАС. Посредники пришли к выводу, что это предложение выглядело "более привлекательно" для представителей ХАМАС, но Израиль вскоре после этого нанес удар.
Хотя остается непонятным, когда могут возобновиться переговоры о перемирии и возобновятся ли они вообще, премьер Катара Мохаммед бин Абдулрахман Аль Тани заявил в Совете Безопасности ООН, что его страна "без колебаний продолжит выполнять свою дипломатическую роль, чтобы остановить кровопролитие".
"Мы не можем поддаться экстремистам", — добавил он, имея в виду израильское правительство.
Со своей стороны, Нетаньяху обвинил Катар в предоставлении убежища ХАМАС и ответил странам, критикующим операцию.
"Я говорю Катару и всем странам, которые предоставляют убежище террористам: либо вы их выгоняете, либо привлекаете к ответственности. Потому что, если вы этого не сделаете, это сделаем мы", — сказал он в среду, 10 сентября.
Политические аналитики и наблюдатели утверждают, что воинственная позиция Нетаньяху в отношении Катара скрывает сложную предысторию: несмотря на то, что эта страна Персидского залива часто подвергалась критике со стороны некоторых израильских чиновников за ее близость к ХАМАС, Катар в течение десятилетий принимал лидеров ХАМАС по просьбе Израиля и США, и уже давно выступает посредником в конфликте между Израилем и палестинской группировкой.
В 2018 году Нетаньяху и Катар договорились отправлять катарские деньги в Газу в рамках стратегии израильского лидера по поддержке экономической стабильности в анклаве, контролируемом ХАМАС. В обмен на это Моссад, который занимается отношениями с такими странами, как Катар, с которыми Израиль не имеет официальных дипломатических связей, открыл офис в Дохе.
После нападения ХАМАС 7 октября 2023 года высокопоставленные помощники Нетаньяху, включая советника по национальной безопасности Цахи Ханегби, публично выразили похвалу Катару как важному участнику процесса посредничества с ХАМАС, а Нетаньяху отправил израильских представителей в Доху, чтобы начать непрямые переговоры с боевиками об освобождении израильских заложников.
По данным израильских СМИ, Моссад до сих пор считает Катар "реальным игроком" во взаимодействии с ХАМАС.
Аналитик из Нью-Йоркского форума израильской политики Нимрод Новик говорит, что Нетаньяху, возможно, хотел нанести удар по Катару, чтобы сорвать предложение администрации Трампа, которое ему не нравилось, или, чтобы отправить предупредительное сообщение странам Персидского залива, которые стремятся способствовать созданию палестинского государства.
Другим соображением для Нетаньяху могло быть желание дистанцироваться от страны, с которой, по мнению его критиков, он имеет слишком тесные отношения, добавил Новик. В этом году отношения Нетаньяху с Катаром снова стали предметом споров в Израиле после того, как появились обвинения в том, что несколько помощников премьера лоббировали интересы Катара.
"Тот самый человек, который просил Катар принять ХАМАС, финансировать ХАМАС и выступать посредником в отношениях с ХАМАС, вдруг стал враждебным к тому самому режиму. Если вы хотите донести, что "я не разделяю лояльности к Катару", как [мои бывшие помощники], то ничто не может лучше достичь этой цели, чем военный удар по Катару", — отмечает Новик.
Ранее сообщалось, что Генеральная Ассамблея ООН подавляющим большинством голосов одобрила резолюцию, в которой изложены "конкретные шаги" на пути к решению израильско-палестинского конфликта по принципу двух государств. В документе также содержится требование о прекращении "правления" ХАМАС в Секторе Газа. Компромиссный план предусматривает осуждение арабскими государствами нападения ХАМАС на Израиль 7 октября 2023 года в обмен на четкую поддержку ООН Палестинского государства.