Сейчас фокус внимания рынка автотоплива сместился на индийский дизель. За восемь месяцев его доля в импорте увеличилась в семь раз и достигла 12%, а в августе установила рекорд — 18%. Проблема в том, что "дизель со слоном" производится из российской нефти. Об этом читайте в статье Ивана Марченкова, аналитика "Консалтинговой группы А-95", и Сергея Куюна, директора ООО "Консалтинговой группы А-95", "Дизель со слоном. Как Индия завоевала украинский и европейский топливные рынки".
"В Европе справедливо считают это обходом санкций, и с января 2026 года вступит в силу запрет на топливо из российской нефти. Похоже, что Украина даже несколько опередит европейцев в этом вопросе: во время написания этого материала стало известно, что с 1 октября будет введен усиленный контроль за импортом индийского ресурса, и это может вернуть его объемы к минимальным", - пишут авторы.
За восемь месяцев в Констанцу поступило 823 тыс. тонн индийского дизтоплива, что составило 37% от общего объема перевалки на румынском терминале. Удивительно, но индийское топливо преодолевает полушария Земли и выигрывает ценовую конкуренцию?
Первая составляющая — перевозка большими танкерами вместимостью 90-130 тыс. тонн, которая стоит дешево. Далее технология и экономика производства. Индийские заводы стали "долетать" до Европы еще до 2022 года. Низкая себестоимость индийских нефтепродуктов была продиктована современными технологиями и огромной мощностью индийских НПЗ.
"Например, если подавляющее большинство европейских заводов имеет мощность переработки до 10 млн тонн в год, то индийские — в разы больше. Так, крупнейший из них Reliance перерабатывает около 60 млн тонн в год. За счет эффекта масштаба себестоимость топлива в Индии минимальная в мире. И это уже привело к упадку европейских НПЗ", - добавили они.
С 2022 года ко всему вышеперечисленному добавилось дешевое сырье — российская нефть. По последним данным, ее доля в корзине индийских НПЗ переработки составляет 40-50%.
С другими статьями Сергея Куюна можно ознакомиться по ссылке, Ивана Марченкова - здесь.