Налоги для OLX, Uklon и BlaBlaCar: кого коснется новый закон и сколько придется платить
Налоги для OLX, Uklon и BlaBlaCar: кого коснется новый закон и сколько придется платить

Налоги для OLX, Uklon и BlaBlaCar: кого коснется новый закон и сколько придется платить

Юристы рассказали о ставках налога и недостатках нового законопроекта

Торговцев, таксистов, репетиторов, ремонтников, арендодателей и разнообразных фрилансеров, получающих доходы через интернет-платформы или мобильные приложения без ФОП планируют облагать налогом по ставке в 10% с 2026 года. Для этого налоговым органам будет раскрываться банковская тайна и применяться жесткий контроль.

Соответствующий законопроект неделю назад Кабмин уже зарегистрировал в Верховной Раде — № 14025 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и Закон Украины "О банках и банковской деятельности" о внедрении международного автоматического обмена информацией о доходах, полученных через цифровые платформы". И мало кто сомневается в принятии документа, поскольку это требование Евросоюза и Международного валютного фонда, закрепленное в ст. 23 июльского Меморандума МВФ. Но что не менее важно — в госбюджет на 2026 год уже заложили получение средств по этой статье дохода в размере 14 млрд грн.

Одна из ключевых проблем законопроекта — введение налогообложения валового, а не чистого дохода (без вычета расходов) украинцев, но юристы надеются, что ее смогут решить до второго чтения. Еще эксперты прогнозируют повышение комиссий и сборов со стороны самих цифровых платформ, на которые увеличится административная нагрузка. "Телеграф" вместе со специалистами проанализировал правительственный документ.

Кого именно охватит новое налогообложение

Согласно правительственному законопроекту № 14025, под новое налогообложение будут подпадать люди от 18 лет, те, кто продает товары или услуги через цифровые платформы, к которым относят как интернет-сайты, так и мобильные приложения. Как пояснили юристы, это "программное обеспечение, которое доступно людям и позволяет продавцам осуществлять коммуникацию с пользователями, что обеспечивает сбор, расчет (зачисление, выплату вознаграждения) за отчетную деятельность продавцов".

Партнер Expatpro Татьяна Ященко уточнила "Телеграфу" виды деятельности, которые будут подпадать под налогообложение:

  • предоставление в аренду недвижимого имущества, транспортных средств;
  • Продажа товаров;
  • Личные сервисы.

"Личными считаются услуги, которые предоставляются в течение определенного времени и/или по заказу (по заданию, указаниям) пользователя", — уточнила она.

Речь идет не только о налогообложении торговцев с OLX, таксистов Uklon или Bolt, или тех, кто привык через платформы сдавать в аренду свое жилье. Новые правила гораздо шире.

Адвокат, руководитель практики защиты интеллектуальной собственности, управляющий партнер юридической компании Reliance Дмитрий Слободянюк привел примеры цифровых платформ, которые под них будут подпадать:

  • в сфере торговли — Amazon, Etsy, OLX, Rozetka;
  • в сфере транспортных услуг — Uklon, Bolt, BlaBlaCar;
  • в сфере аренды недвижимости — Airbnb, Booking.com;
  • в сфере услуг (фриланса) — Kabanchik.ua, Upwork;
  • в сфере онлайн-образования — Preply, Buki.

"Новые требования будут распространяться на самые разнообразные виды деятельности, от домашнего производства и репетиторства до транспортных услуг. Это и предоставление в аренду недвижимого имущества (жилая, нежилая недвижимость и парковочные места), и любые услуги или работы, предоставляемые физически или онлайн, по заданию пользователя платформы (репетиторство, ремонтные работы, услуги такси, фриланс и т.д.) любая продажа товаров через платформу и предоставление в аренду транспортных средств", — подчеркнул он.

При этом под новое налогообложение не будут подпадать всевозможные посредники, обслуживающие сами платформы. Которые, например, занимаются обработкой платежей (Liqpay, WayForPay, Platon), размещают рекламу или предоставляют/обслуживают программное обеспечение.

Какие налоги и режим уплаты

На доходы, которые люди будут получать через цифровые платформы, будут начисляться два вида налога. Это военный сбор в 5% и налог с дохода физлица. По словам Дмитрия Слободянюка, размер налога с дохода физлица будет зависеть от открытия спецсчета:

  • если продавец товара/услуги сообщил платформе номер своего специального текущего счета, то налог взимается по ставке 5% (согласно п.167.2 ст.167 Налогового кодекса);
  • если же продавец не сообщил реквизиты такого счета, то применяется общая ставка в 18% (согласно п.167.1 ст.167 ТК).

То есть планируются два базовых варианта размера налога – 10% или 23% дохода:

  • если человек выполняет требование об открытии спецсчета, то он платит 5% с дохода, полученного на цифровой платформе, а также военный сбор в размере 5%, то есть 5% + 5% = 10%.
  • если человек не выполняет требование об открытии спецсчета, то с него взимают стандартную ставку, то есть 18% + 5% = 23%.

Открытие отдельного специального счета – ключевое требование. На него должны зачисляться исключительно доходы от цифровой платформы и другие. Открывая такой счет, владелец будет вынужден предоставить банку право на открытие банковской тайны относительно операций на нем по налоговым запросам. Это необходимо для контроля и проверок Государственной налоговой службы.

По доходам на этот счет есть годовой лимит в размере 834 размеров минимальной заработной платы, что составляет около 6,7 млн грн на текущий момент, и сумма будет расти в соответствии с повышением минималки. Для сравнения: в случае с предпринимателями для 1-й группы ФОП годовой лимит дохода в 2025 году составляет 1,3 млн грн, для 2-й — 6,7 млн грн, для 3-й — 9,3 млн грн.

"Если же превысили лимит дохода, то следует самостоятельно подать годовую декларацию и уплатить налог с суммы превышения по общей ставке", — пояснил "Телеграфу" Дмитрий Слободянюк.

Есть и исключения – без спецсчета разрешили работать продавцам, которые проводят до трех продаж через платформы в течение одного календарного года на сумму до 2 тыс. евро, что составляет около 97 тыс. грн на текущий момент. В таком случае доходы человека будут облагаться налогом по ставке в 10%. При этом можно пользоваться старыми банковскими счетами и ничего дополнительно открывать не нужно.

Еще без спецсчета будут обходиться официальные предприниматели: те, кто зарегистрировался физлицом-предпринимателем (ФОП), платят соответствующие налоги и предоставляют соответствующие налоговые отчеты.

"Если вы уже имеете статус ФОП, например, на 3-й группе единого налога, то не можете облагать налогом доходы от отчетной деятельности по специальной ставке, определенной в законопроекте. Налогообложение ваших доходов от такой деятельности будет осуществляться в порядке, предусмотренном для ФОП, определенном статьей 177 или 178 и/или раздел XIV Налогового кодекса Украины. Таким образом, для таких категорий лиц ничего существенно не изменится, поскольку они уже и так платят налоги как ФОП. Однако они должны сообщить платформе о своем статусе и продолжать работать в рамках действующего законодательства", — пояснил Слободянюк.

Напомним, что, например, на 3-й группе единого налога предприниматель сейчас платит 6% дохода и фиксированный взнос:

  • 5% — единый налог;
  • 1% — военный сбор;
  • 1760 грн/месяц или 5280 грн в квартал (22% текущей минимальной зарплаты) — фиксированный платеж за ЕСВ (единый социальный взнос).

При больших объемах доходов такое налогообложение может быть выгоднее вышеупомянутых 10%, поэтому регистрация ФОП будет целесообразнее.

Как будет происходить налогообложение

Татьяна Ященко из Expatpro пояснила, что уплата налогов с доходов, полученных через цифровые платформы, будут происходить ежемесячно. Сама платформа, согласно законопроекту № 14025, является налоговым агентом, поэтому она и будет взимать налоги в пользу государства, как это сейчас делают банки в случае налогообложения доходов по депозитам населения.

"Логично предположить, что цифровая платформа будет удерживать соответствующую сумму налогов при каждой выплате и ежемесячно перечислять такие средства в бюджет. Но подробнее процедуры, скорее всего, будут предусмотрены в договоре (правилах, публичной оферте) платформы", — отметила Ященко.

От цифровых платформ ждут полной автоматизации процесса, хотя точно предсказать все моменты пока трудно.

"Это может быть обеспечено путем налаживания прямого сотрудничества с банками, чтобы автоматически получать информацию о движении средств на счетах продавцов, как это уже предусматривается законопроектом. Кроме того, вместо того, чтобы ждать месяц или год, платформы могут ввести систему, которая автоматически удерживает налог с каждой транзакции (например, каждый раз с платы за поездку в такси), что значительно упростит администрирование", — предположил Дмитрий Слободянюк.

Главная проблема – налогообложение расходов

Но главной проблемой для продавцов товаров и услуг на данный момент является определение понятия дохода, полученного через цифровую платформу. Им считается уплаченная покупателем по счету стоимость товара или сервиса.

То есть, если вы таксист и за поездку получили, скажем, 400 грн, то будут облагаться налогом именно 400 грн. И неважно, сколько стоило топливо или масло в двигатель, которые были потрачены. Или если вы швея и сшили свадебное платье под заказ с указанной на сайте ценой, то с нее не дадут высчитать расходы на ткань, нитки и т.д. Или если вы торговец и закупаете товар для перепродажи и живете с ценовой разницы. То же касается и других расходов на изделия, товары, услуги и другие сопутствующие расходы.

"Будет облагаться налогом весь доход, который начисляется продавцу, без вычета сборов, комиссий, налогов", — добавила Татьяна Ященко.

По сути, государство собирается облагать налогом не чистый доход, а и расходы.

"Действительно, согласно с положениями законопроекта база налогообложения определяется как доход без вычета каких-либо сборов, комиссий или налогов, удержанных оператором платформы. Это означает, что налог уплачивается с валового дохода, а не с чистой прибыли, что может создать проблемы для продавцов, имеющих значительные расходы. Однако законопроект не предусматривает механизм для вычета расходов", — подтвердил "Телеграфу" Дмитрий Слободянюк.

Юристы надеются, эта проблема будет соответствующими изменениями решена до второго чтения законопроекта и правительство будет облагать налогом все-таки чистую прибыль. Пока же в нынешнем контексте видят только один вариант решения – через ФОПы.

"Возможно решение — переход в категорию ФОП: физическое лицо, которое зарегистрировано как ФОП, может облагать налогом доходы в порядке, определенном Налоговым кодексом, позволяющим учитывать расходы. В некоторых случаях, если продавец не отвечает требованиям для специальной ставки, ему придется подавать годовую декларацию. Это может позволить учесть расходы, хотя это более сложный процесс", — сказал Слободянюк.

Для продавца, работающего через цифровую платформу, он обрисовал следующий порядок шагов:

  • Открытие специального счета для получения платежей только под деятельность на платформе.
  • Не позднее первого зачисления средств передать все реквизиты оператору платформы, с которой заключен договор.
  • Использовать для расчетов за товары/услуги, проданные на платформе, исключительно этот счет.
  • Если превышается лимит в 6,7 млн грн в год — подать в Налоговую декларацию и уплатить налоги по общей ставке (23%).

Когда заработает новое налогообложение

Согласно законопроекту № 14025, все операторы цифровых платформ должны пройти регистрацию в Государственной налоговой службе и подавать туда ежегодные отчеты до 31 января. Заявление следует подать до 1 апреля 2026 года. Через несколько месяцев после этого новая система налогообложения должна заработать.

"Операторам платформы для начала следует подать заявление о взятии на учет в ГНС в течение 60 дней с момента, когда платформа становится стороной договора с продавцами. Ввести меры надлежащей комплексной проверки, чтобы идентифицировать всех подотчетных продавцов. Собрать о них необходимую информацию, такую как ФИО/наименование, хранить все документы и информацию о мерах надлежащей проверки не менее 1825 дней (5 лет)", — уточнил Дмитрий Слободянюк.

Специалисты указывают на увеличение объемов работ для цифровых платформ, за что, скорее всего, заплатят продавцы товаров/услуг.

"Поскольку на платформы возрастет административная нагрузка, не исключено, что их комиссия существенно вырастет", — считает Татьяна Ященко.

Хотя некоторые моменты и нюансы законопроекта № 14025 еще могут быть доработаны. Как, например, получение дохода вне платформы.

"Если продавец получает вознаграждение непосредственно от пользователя, не используя платежные системы платформы, то оператор платформы не будет иметь информации об этом доходе и не сможет его задекларировать. Хотя законопроект предусматривает, что в договоре может быть установлен порядок перечисления продавцом средств оператору для уплаты налога, это все же зависит от добросовестности продавца", — отметил Дмитрий Слободян.

То же касается наличных расчетов.

"Если расчеты за услуги или товары производятся исключительно наличными, то оператор платформы может не иметь достоверной информации о сумме дохода, поскольку он не участвует в расчетах", — добавил Слободянюк.

Можно не сомневаться, что продавцы будут пользоваться лазейками, если законодатели оставят их в последней версии закона после принятия.

Источник материала
loader
loader