Российское правительство рассматривает возможность повышения налога на добавленную стоимость (НДС) с 20% до 22%, чтобы заткнуть дыру в бюджете, которая стремительно растет из-за войны против Украины и торможения экономики, хотя это всеми силами замалчивается. По публичным обещаниям Путина никакого повышения налогов до 2030 года он делать не будет, но реальность уже показывает другое.
Об этом сообщает Reuters.
Ожидается, что проект бюджета будет подан в парламент 29 сентября. Его ключевые составляющие обычно предварительно согласовываются с Путиным и вряд ли претерпят существенные изменения во время формального парламентского обсуждения. А идея повысить НДС не только активно обсуждается в правительственных кабинетах, но и может быть введена.
Путин, который в 2024 году пообещал не вносить существенных изменений в налоговую систему до 2030 года после налоговых повышений, введенных в 2025-м, 5 сентября призвал правительство увеличивать доходы путем повышения производительности, а не через налоги. Но ничего не получается. Россия, находящаяся в четвертом году войны в Украине, в этом году уже повысила налоги на доходы физических лиц и налоги для корпораций, но правительству все равно пришлось утроить оценку дефицита федерального бюджета до 1,7% валового внутреннего продукта (ВВП).
Согласно информации от неназванного чиновника, которую в этом месяце процитировали российские государственные СМИ, теперь ожидается, что этот показатель будет превышен. Заложенный в бюджетном законе прошлого года дефицит на уровне 0,9% ВВП в 2026 году также, вероятно, будет превышен.
Четыре источника, близкие к правительству, подтвердили сообщение, которое на этой неделе обнародовало медиа "The Bell" (базируется за пределами России), о том, что правительство обсуждает повышение ставки НДС с 20% до 22%, чтобы сократить дефицит.
В сообщении не указывались возможные сроки принятия решения, но один из источников сообщил Reuters, что его рассматривают для бюджета на 2026 год — при условии сохранения бюджетного правила, которое предусматривает направление сверхплановых нефтяных доходов в резервный фонд.
"Как можно уменьшить дефицит, придерживаясь бюджетного правила? Только повышая налоги, потому что уже почти ничего не осталось для сокращения — ни военных расходов, ни социальных", — сказал один из источников.
Источник, который заявил, что в федеральном бюджете почти нет пространства для сокращений, указал, что военные расходы сокращать нельзя, а незначительное сокращение социальных расходов имело бы незначительный эффект.
"Это как стричь поросенка — визга много, пользы мало. Если бы можно было сократить 1-2 триллиона рублей — тогда другое дело, но такие суммы урезать невозможно, их просто нет. Можно подрезать несколько миллионов, может сотни", — сказал источник.
НДС составлял 37% доходов федерального бюджета в 2024 году, и возможное повышение ставки может вдвое уменьшить прогнозируемый дефицит в 2026 году, согласно подсчетам Reuters.
Ожидается, что ВВП замедлится до около 1% по сравнению с 4,3% в прошлом году, а инфляция останется выше 8% в стране, где значительная часть рабочей силы и 40% доходов теперь направлены на оборону и безопасность.
На фоне замедления экономики, которое заметил даже Путин, несмотря на реляции о ее росте, и необходимости продолжения финансирования войны на истощение в Украине, сокращение расходов выглядит маловероятным.
Российский фонд, который является отдельным от резервов центрального банка страны, сейчас имеет около 4 триллионов рублей ликвидных активов, которые также можно использовать для покрытия дефицита. В этом году правительство планирует использовать из фонда 447 миллиардов рублей.
Напомним, еще в июле эксперты проанализировали состояние экономики России и указали, что резервы для поддержки экономики РФ практически исчерпаны. Чтобы и в дальнейшем финансировать войну, власть будет вынуждена повышать налоги и изымать ресурсы из гражданских секторов (это, как видим, начинает происходить), что приведет к еще большему торможению экономики. Война и санкции погружают Россию в длительный кризис.