Итальянская депутатка Европарламента, которая более года провела под стражей в Венгрии перед тем, как была избрана в законодательный орган ЕС, заявила, что боится политической мести Будапешта накануне ключевого голосования относительно ее будущего в парламенте.
Во вторник Комитет Европарламента по правовым вопросам (JURI) определит, будет ли снят политический иммунитет с Иларии Салис. Если это произойдет, против нее могут снова открыть уголовное дело в Венгрии. В комментарии Politico в четверг Салис заявила: "Это голосование касается защиты фундаментальных прав, а не только меня".
40-летняя Салис была арестована в феврале 2023 года во время ультраправого митинга в Будапеште. Ей предъявили обвинение в покушении на нападение на праворадикального активиста и заявили, что она принадлежит к крайне левой организации. Также ее обвинили в том, что во время инцидента она якобы держала в руках молоток, что Салис отрицает.
Кадры, на которых Салис доставляли в суд в наручниках, вызвали международное возмущение. Прокуратура требует для нее 11 лет заключения.
Салис отвергает обвинения, называя их политически мотивированными, и после избрания депутатом Европарламента от альянса "Зеленые и Левые", что дало ей иммунитет, была освобождена.
Но это может измениться, если комитет поддержит снятие иммунитета по запросу венгерских властей. Голосование должно было состояться 24 июня, однако его отложили. По словам группы The Left, к которой принадлежит Салис, представитель Европейской народной партии в комитете Хавьер Зарсалехос не успел подать необходимый отчет.
"Это показывает, что в JURI нет консенсуса относительно того, чтобы отправить действующего депутата на политизированный судебный процесс в Венгрии", — заявила группа в сообщении от 17 июня.
Если JURI поддержит снятие иммунитета, далее состоится голосование всей палаты Европарламента, вероятно в октябре в Страсбурге. Если решение будет принято, Салис останется депутатом, но может снова предстать перед судом в случае, если Венгрия выдаст европейский ордер на арест. По словам ее адвокатов, арест и экстрадиция в Венгрию могут состояться уже в день голосования в Страсбурге.
Голосование по делу Салис состоится одновременно с голосованием о снятии иммунитета с депутата Европарламента Петера Мадьяра — бывшего венгерского чиновника, который стал оппозиционным политиком и резким критиком премьер-министра Виктора Орбана.
Испытание для Европарламента
Для депутатов Европарламента голосование во вторник станет не только процедурным, но и принципиальным. Парламентский иммунитет защищает депутатов от политически мотивированных преследований, однако снятие иммунитета случается довольно часто.
Дело Салис, впрочем, считают исключительным, поскольку речь идет о правительстве Венгрии, которое Европарламент неоднократно обвинял в демонтаже верховенства права.
"Парламентский иммунитет регулируется договорами, заключенными годами ранее государствами-членами, которые тогда разделяли демократические ценности и принцип верховенства права", — отметила Салис. — "Сегодня же, под руководством Орбана, все это разрушено. В рамках нелиберального режима это уже ничего не стоит".
Хотя представителиправоцентристской Европейской народной партии и группы европейских консерваторов и реформистов (ECR) могут поддержать снятие иммунитета, Салис выразила надежду, что по крайней мере часть центристов и правоцентристов станет на ее сторону.
"Даже среди правых и центристов есть те, кто действует в рамках общих демократических принципов и понимает, что удовлетворение такого запроса со стороны Венгрии Орбана было бы абсолютно неприемлемым", — подчеркнула она.
Салис рассматривает свое дело как часть более широкой кампании запугивания оппозиции накануне парламентских выборов в Венгрии 2026 года.
"Есть правые силы, которые стремятся разрушить европейский проект и сам Европейский Союз", — сказала она. — "Этот запрос является лишь одним элементом более широкой атаки".
От кандалов до Страсбурга
Содержание Салис под стражей стало темой общеевропейского резонанса. Ее отец Роберто Салис писал премьер-министру Италии Джорджии Мелони, называя условия содержания дочери нечеловеческими. Критики обвиняли правительство Орбана в использовании судебной системы как инструмента для запугивания антифашистов.
В мае 2023 года, через несколько недель после объявления о намерении баллотироваться на выборах в Европарламент 2024 года, Салис перевели из тюремной камеры (в которой, по словам адвоката, было полно крыс и насекомых) под домашний арест в Будапеште. В следующем месяце она была избрана в Европарламент, после чего освобождена и смогла вернуться в Италию.
Однако облегчение оказалось временным. Уже через несколько дней после визита Орбана в Европарламент в октябре 2024 года венгерская прокуратура обратилась с просьбой снять с нее иммунитет. Салис назвала это "довольно странным стечением обстоятельств".
"Запрос поступил в парламент именно на следующий день после визита Орбана, когда я вместе с другими коллегами публично выступила против венгерского правительства", — объяснила она.
"Совершенно очевидно, что судебная система используется в политических целях — и как инструмент пропаганды накануне выборов, и как средство политической мести", — подчеркнула Салис. — "В Венгрии невозможно провести справедливый суд против политической оппонентки. Это было бы подобно экстрадиции в страну вроде Ирана".
По словам Салис, она получила большое количество анонимных угроз, в том числе в адрес родительского дома в Италии. Политики в Венгрии и Италии также угрожали ей открыто.
В ответ на одно из ее сообщений в социальных сетях представитель Орбана Золтан Ковач разместил координаты тюрьмы Марияноштра на севере Венгрии.
Салис заявила, что это не первый случай публичных попыток запугивания со стороны Ковача, отметив, что подобные методы используют и представители итальянской ультраправой "Лиги", которая сотрудничает с партией Орбана "Фидес" в Европарламенте.
"Против меня ведется настоящая кампания ненависти, они целенаправленно подогревают атмосферу вражды", — сказала она.
"Это не судебный процесс ради справедливости, а акт мести, способ создать врага и козла отпущения, чтобы правительство Орбана могло использовать это во внутренней пропаганде. Это показательный процесс, который во многих аспектах уже разыгран как спектакль".