/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F45%2Fde2b85539fbf8685bddceb88debb7641.jpg)
Мировой чемпион из Львова на кресле колесном, "заряжает" жизнью раненых воинов
В 11 лет Павел упал с дерева и жизнь его навсегда изменилась
Львовянин 42-летний Павел Козак совершенно незаурядный человек. В подростковом возрасте мужчина получил тяжелую травму позвоночника и потерял возможность ходить. С тех пор все его существование превратилось в сплошной марафон, вознаграждение в котором полноценная и качественная жизнь.
Передвигаясь на колесном кресле, Павел завоевал звание чемпиона Украины, Европы и мира по пауэрлифтингу, стал мастером спорта международного класса, создал счастливую семью, а сейчас помогает не отчаяться украинским защитникам, получившим травмы в результате войны. О безудержной мотивации к жизни, которой хватает, чтобы "заряжать" других, Павел рассказал "Телеграфу".
День, изменивший жизнь
Спорт, в жизни Павла Козака, был почти всегда. Мужчина признается, что именно спорт помог ему закалить характер.
– Физкультурой я "заболел" очень рано, еще со времен школы. Там были спортивные секции: сначала дзюдо, затем бокс. Еще с детства это закаляло дисциплину, организованность. Спорт воспитал характер, – объясняет Козак.
Но один сентябрьский день 1994 года изменил все: 11-летний Павел вылез на дерево в парке, ветка надломилась и парень упал. Приговор врачей был неутешителен – компрессионный перелом позвоночника.
Совершенно подвижности в конечностях Павел не потерял, поэтому надеялся, что сможет научиться ходить заново, однако реабилитация давалась тяжело.
– В Украине в то время не было таких специалистов, как реабилитологи или физические терапевты. Были обычные физкультурники, которые пациентов с нейротравмой обходили десятой дорогой. До многих вещей приходилось доходить самостоятельно – неделями, месяцами, годами, – рассказывает мужчина.
Но шло время, а прогресс в восстановлении был минимален. Поэтому в конце 90-х Павел принял едва ли не самое тяжелое решение в своей жизни – пересесть на колесное кресло.
– Есть понятие функциональная ходьба и нефункциональная. Лучше очень хорошо кататься, чем плохо ходить. Когда механика движения неправильная, высок риск перелома шейки бедра. Когда ты преодолеваешь "циркулем" на прямых ногах 200 метров за час времени с ходунками, это функциональная ходьба? Очевидно, что нет. Поэтому здесь, как говорится, ничего личного только цифры. Если за час времени я мог пройти 200-300 метров, то на кресле за час я мог проехать 12 километров, особенно не смотря на покрытие, углы, лестницу, дорогу, брусчатку. Да, я категорически сначала этого не воспринимал, ведь была цель встать на свои ноги и пойти, но все же пересел на кресло колесное, — добавляет Павел Козак.
Первый украинский студент на кресле колесном
Преодолевая ежедневные бытовые трудности, мужчина поставил перед собой амбициозную цель – получить высшее образование во Львовской политехнике. Павел стал первым студентом в Украине на колесном кресле!
– Это было нереально тяжело, – признается мужчина. – Это забрало несколько вагонов здоровья. Я жил тогда на пятом этаже в доме без лифта, а власти никак не поддерживали, не стимулировали. Доступа к общественному транспорту тоже не было. Были автобусы "Богданы", "Эталоны", где ширина дверного проема не позволяет сесть мамочке с коляской, а о человеке на колесном кресле я вообще молчу. Приходилось конфликтовать с водителями. Я больше добирался своим ходом. У меня весной и летом, при благоприятной погоде, километраж по городу был около 30 километров в день, а бывало и больше.
Несмотря на неблагоприятные условия для обучения, спорт мужчина никогда не бросал. Павел Козак – мастер спорта Украины международного класса по пауэрлифтингу (жим штанги лежа), чемпион Украины, многократный чемпион Европы и мира как среди паралимпийцев, так и среди здоровых спортсменов. На соревнованиях он установил рекорд по жиму штанги лежа.
– Официально зафиксирован рекорд на чемпионате мира, среди здоровых парней, не среди паралимпийцев, я поставил 145 кг. В зале жал около 150 кг, — рассказывает Павел.
Мужчина признается, что все спортивные достижения давались не благодаря, а вопреки.
– Трудно или не трудно, я просто всегда гнул свою линию. Да, поддерживать режим было сложно. Откровенно скажу, что когда ты думаешь, где заработать средства, чтобы содержать семью, а в зал приходишь в 7 часов вечера, а во рту за целый день ничего не было, кроме кофе, то какой здесь режим. Когда мы уезжали в Европу выступать, люди удивлялись: как при таком режиме, при таком отношении со стороны профильных инстанций, мы показываем такие результаты, — объясняет спортсмен.
За годы в спорте мужчина практически стал для себя реабилитологом.
– Многие из тех знаний, умений, навыков, которые у меня есть, это было самообразование. Иногда, когда общаюсь с какими-то профильными специалистами из сферы медицины, узкопрофильными нейрохирургами, возникают вопросы, в каком европейском вузе я получал образование? Я отвечал, что я вас разочарую. Я в спорте больше 30 лет и мне было интересно как какие-то определенные процессы происходят в организме. Соответственно, начинал самостоятельно изучать анатомию, физиологию, биохимию, — подчеркивает Павел Козак.
"Жалеть никого не надо"
В 2014 году жизнь мужчины круто изменилась, когда приобретенные знания и навыки по активной реабилитации Павел стал передавать первым раненым военным в войне с Россией.
– Это было очень спонтанно. Я в то время работал на львовском протезном заводе, тренировался, выступал. Мне позвонила знакомая и сказала, что в больницу начинают массово завозить раненых ребят, и им нужен живой пример, чтобы поговорить с ребятами и рассказать им свою жизненную историю. Это не планировалось как работа ментора или инструктора. Я прыгнул в машину и приехал в госпиталь. И так меня постепенно это затянуло, – объясняет Козак.
За годы работы наставником, Павел помог около сотни людей, утративших возможность ходить. Насколько это тяжело? Какие слова нужно подбирать, чтобы поддержать травмированных военных?
– В том-то и дело, что подбирать слова, чтобы поддержать ребят, или показывать собственный пример, это все лишнее. Просто нужно подавать информацию людям, адекватно общаться по принципу равный – равному. Жалеть никого не надо. Людям нужно объяснить какие-то определенные вещи: работу кишечника, мочевого, уход за кожей, профилактику пролежней, подобрать то или иное средство передвижения. Никакие отношения не нужно строить на жалости, – объясняет мужчина.
С началом широкомасштабного вторжения Павел намеревался уйти на фронт.
– В начале меня "накрывало" дико. Я хотел ручное управление снять со своего автомобиля, бросить его на какой-нибудь внедорожник и пойти в добробат. И мне долго покоя не было, пока ко мне в реабилитационный центр не попала группа "азовцев". Там был парень со спинальной травмой, я к нему приехал в номер консультировать, а он перед моим визитом сообщил администраторам центра, что ему не нужна моя консультация. Только мне об этом никто не сказал. Я начинаю с ним знакомиться и рассказывать о специфике спинальной травмы (это называется программа первого контакта). А он говорит: "Подожди, ты кто такой?" Я говорю, что я по типу социального работника, но не совсем классический. Начали говорить о том, как кого накрывает психологически. Я ему сказал, что думаю пойти хотя бы водителем на фронт, потому что вожу авто я довольно неплохо. Но он мне ответил, что я на своем месте и здесь я более полезен. И потому после разговора с ним меня немного отпустило, — вспоминает Козак.
С октября 2023 года мужчина работает ментором в национальном реабилитационном центре "Незламні", где проходят лечение раненые военные со всей страны. Спортсмен признается, что это не обычная работа.
– Бывают разные случаи. Может быть восемь занятий, и ты держишься кучи, а бывает два занятия и очень тяжелых. Не стоит загонять все в рамки формализма, ведь можно же человеку и досуг организовать: рекреация, адаптивный спорт, поехать кино посмотреть, в боулинг поиграть. По ходу общения определяешь, какие у человека есть увлечения и пытаешься ту тему развивать, чтобы акцентировать на каких-то положительных моментах, — объясняет мужчина.
Павел говорит, что с начала "большой" войны имел не одно предложение покинуть страну, однако ни одним из них не воспользовался.
– Учитывая мой статус человека с инвалидностью, я могу в любой момент покинуть страну. И я уезжал по делам после полномасштабного вторжения. Был в Швейцарии, Польше, Норвегии. В Норвегии предлагали остаться. Но у меня есть понимание, что я здесь больше нужен. Сейчас катастрофически не хватает специалистов. А кто будет тех людей вытаскивать, кто будет с ними работать, как не мы? Чувствуется какое-то обязательство, — резюмировал Павел Козак.
Получить помощь украинцам с инвалидностью можно на сайте организации EnableMe Ukraine. Вы можете задать вопросы эксперту и получить бесплатную помощь в сообществе EnableMe .

