В Италии арестован сбежавший из России партнер Ротенбергов: есть ли связь с загадочными смертями топ-менеджеров
В Италии арестован сбежавший из России партнер Ротенбергов: есть ли связь с загадочными смертями топ-менеджеров

В Италии арестован сбежавший из России партнер Ротенбергов: есть ли связь с загадочными смертями топ-менеджеров

Показательная история краха компании потомственного строителя Бориса Сакуна, который очень не хочет возвращаться на родину

Поздним вечером 27 июля в маленьком курортном поселке на севере Италии местная полиция арестовала гражданина России, который находился в международном розыске. Впоследствии стало известно, что арестованным является Борис Сакун – руководитель и владелец крупной российской строительной компании "Региональная строительная компания" (РСК).

История краха компании Бориса Сакуна, чей отец руководил строительством Байкало-Амурской магистрали, ярко иллюстрирует, в какую бездну рушится экономика России после трех лет военной авантюры Путина.

Арест россиянина на закрытом элитном курорте Портопикколо возле Триеста прошел тихо и не привлек внимания окружающих. Как только гостиница, где поселился Сакун, как того требует итальянское законодательство, сообщила его имя в полицию, агенты наведались к бизнесмену. Управляющий отелем даже не заметил исчезновения своего российского гостя, поскольку он заплатил за номер заранее.

На родине Бориса Сакуна обвиняют в мошенничестве и невыплате заработной платы. В декабре 2024 года рабочие московской "Региональной строительной компании", строящей участок стратегической автотрассы Москва – Казань – Екатеринбург на территории Башкирии, пожаловались в видеообращении Путину, что компания не платит им деньги уже несколько месяцев.

Именно эта жалоба башкирских рабочих стала поводом для возбуждения уголовного дела против руководителя и собственника компании Бориса Сакуна и впоследствии его бегства в Италию.

Потомственный строитель, партнер Ротенберга и друг Брежнева

"Хватит дурака валять, Борис, выходи завтра на работу", — потребовал Брежнев, и так он оказался в центральном аппарате Корпорации "Трансстрой". Авторы статьи в отраслевом журнале считают, что именно друг семьи Сакунов, последний министр транспортного строительства СССР Владимир Брежнев в начале 90-х дал старт карьере будущего владельца РСК.

Борис Сакун. Фото из отраслевого журнала "Дороги и транспорт", 2024 год

Через 20 лет, будучи директором компании "Транстроймеханизация" (ТСМ), входящей в орбиту братьев Ротенбергов, Борис Сакун примет участие во всех важнейших проектах Путина, в том числе в строительстве крымского моста и олимпийских объектов в Сочи. А в 2017 году компания ТСМ под его руководством с нуля построила международный аэропорт "Платов" в Ростове-на-Дону.

В 2020 году Борис Сакун неожиданно возглавил ранее незаметную московскую компанию "Региональная строительная компания" (РСК), а позже стал ее владельцем. После этого новая компания Сакуна, имевшая широкие связи в Москве, легко стала выигрывать тендеры на строительство крупнейших проектов в регионах России, финансируемых из бюджета.

Например, оккупационные власти Крыма без конкурса поручили ему ремонт важных региональных дорог, реконструкцию аэропорта Бельбек, строительство канализационно-очистных сооружений (КОС) в Севастополе, Ялте, Алуште, Судаке, Феодосии.

Ранее один из соучредителей компании РСК строил дачи Путина и директора ФСБ Бортникова с шестиметровым забором в поселке Олива на ЮБК.

В Башкирии РСК получила договор на строительство участка автотрассы Москва – Казань – Екатеринбург, а в Алтайском крае – транспортной развязки на центральной улице Барнаула. В Приморском крае РСК подрядилась ремонтировать ряд региональных дорог, мосты и виадуки, а на Сахалине строила окружную дорогу и аэропорт.

Общий портфель госконтрактов компании превышал 110 млрд рублей ($1,32 млрд по текущему курсу).

Для сравнения, на реконструкцию всех 5,5 тысячи аварийных мостов России Путин выделил 200 млрд рублей.

От Сахалина и до банкротства – трудовой путь российского бизнесмена

"Мы долго анализировали, в результате нашли очень надежного партнера", – объяснял в 2020 году выбор возглавляемой Борисом Сакуном компании РСК в качестве подрядчика строительства городских очистных сооружений глава оккупационной администрации Севастополя Михаил Развожаев.

Тогда, подписывая многомиллиардный контракт, Борис Сакун вряд ли думал, что через пять лет его компания обанкротится, а он окажется в итальянской тюрьме.

Проблемы у РСК начались в 2023 году, после начала широкомасштабного вторжения России в Украину. Сначала появилась информация, что компания задолжала налоговой. Затем РСК начала задерживать оплату поставщикам материалов и услуг. Так, например, компания задолжала около 110 млн рублей Благовещенскому заводу бетоноконструкций из Башкортостана, а карьеру из Сахалинской области – 229 млн рублей.

В 2024 году москвичи перестали платить даже зарплату своим рабочим в регионах. Долг по оплате труда свыше 1,8 тыс. строителей в Башкирии на прокладке автотрассы "Восход" превысил 370 млн рублей.

Рабочим в Приморском крае РСК задолжала 330 млн рублей.

Аналогичные проблемы с зарплатой появились на объектах РСК в Сахалинской области.

В мае 2025 года Арбитражный суд Москвы признал компанию РСК банкротом.

Всего претензии к строительной компании предъявляют не менее сотни кредиторов.

Что б они ни делали, не идут дела — после них останутся дороги в никуда

В России причиной краха РСК считают бегство Бориса Сакуна. "Генеральный директор (Б. Сакун.Ред.), который все это развалил, он смылся в Австрию. Его здесь нет в России. И, наверное, все деньги ушли в Австрию", — повторял журналистам версию прокуратуры руководитель приморского подразделения РСК Леонид Вильчинский.

Борис Сакун: "После нас останутся наши дороги". Обложка журнала "Дороги и транспорт", 2024 год

По данным итальянских СМИ, следственные органы России вменяют Борису Сакуну хищение огромной суммы — 5 млрд рублей (55 млн евро по текущему курсу).

Однако бегство руководителя строительной компании с остатками кассы накануне банкротства – это, как правило, заключительный этап длительного процесса деградации структуры, — объяснил "Телеграфу" на условиях анонимности по причине безопасности руководитель консалтинговой компании, специализирующейся на банкротствах.

На ухудшение ситуации в конкретной строительной компании, по мнению эксперта, повлияли, в частности, резкое повышение стоимости строительных материалов, трудовых ресурсов, высокие ставки кредитования и незапланированный перенос сроков финансирования со стороны заказчиков.

Как пояснил эксперт, строительные компании такого масштаба, как РСК, выполняют сразу несколько контрактов. Получив аванс в одном месте, компания инвестирует деньги в следующий проект. При таком подходе должен строго соблюдаться график финансирования.

"При переносе сроков финансирования у подрядчиков возникают кассовые разрывы, которые в условиях высокой ключевой ставки зачастую невозможно закрыть кредитными средствами", — соглашается с экспертом гендиректор российской компании INFOLine-аналитика Михаил Бурмистров.

Опытный руководитель Борис Сакун, очевидно, понимал безнадежность нынешней ситуации в строительной отрасли, поскольку еще осенью 2024 года, задолго до решения суда о банкротстве, переоформил компанию на дочь и в декабре, за неделю до возбуждения уголовного дела, покинул Россию.

Строители подождут. Денег хватает только на войну

Версию экспертов о причинах банкротства РСК подтверждает доклад Национальной ассоциации инфраструктурных компаний России (НАИК), которая объединяет крупнейших игроков отрасли. В документе Ассоциация предупреждает Путина о предстоящей "деградации отрасли", массовом банкротстве подрядчиков и сокращении персонала.

Среди причин деградации Ассоциация перечисляет именно те, которые назвал выше эксперт по банкротству: смещение финансирования по уже реализующимся объектам в сочетании с высокой ключевой ставкой и ростом издержек.

Цены в России на щебень, песок, битум, арматурный и листовой прокат, дизельное топливо и пр. пугают даже российского вице-премьера Марата Хуснулина. По его словам, с 2021 года цены на стройматериалы поднялись почти на 64%.

Российские строители жалуются, что на фоне роста издержек объемы финансирования проектов снижаются или переносятся. "По объектам, которые планировалось построить в 2024 году, стоимостью от 5 млрд рублей и выше, финансирование перенесено на последующие годы", — указывается в докладе ассоциации.

В Кремле ничем не могут помочь строителям, поскольку знают, что смещение сроков финансирования строительных госпроектов вызвано нехваткой денег в бюджете РФ. Расходы государственного бюджета России стремительно растут из-за войны, а доходы неуклонно падают из-за санкций. В результате расходы превышают доходы. По итогам 2025 года дефицит российского бюджета может достичь 8 трлн рублей, что является критическим уровнем.

Чтобы сократить дефицит бюджета, Минфин России вынужден ограничивать финансирование гражданских сфер, и в первую очередь инфраструктурных проектов.

"При подготовке бюджета (на 2026 год.Ред.) какие-то инфраструктурные проекты могут быть перенесены", — признался министр финансов России Антон Силуанов на заседании Совета Федерации России. Как говорится, денег едва хватает на войну.

Недостроенные мосты становятся новой достопримечательностью России

Жители поселков Барановский и Тереховка в Приморском крае России чувствуют себя отрезанными от большой земли. Мост, который должен был соединить их с цивилизацией, строила компания Бориса Сакуна. Строители залили две опоры, но потом работа встала и больше не движется. Банкротство РСК вновь отодвинуло на неопределенный срок строительство важного моста, который местные жители ждали пять лет.

"Предприятие (строительная компания РСК.Ред.) головное — оно большое. Много-много по России точек. И практически везде сейчас сложилось такое тяжелое финансовое положение", — описал последствия банкротства компании руководитель Приморского подразделения РСК Леонид Вильчинский.

По данным на конец августа 2025 года, известно по меньшей мере о срыве 11 госконтрактов, которые исполняла РСК.

В частности, кроме вышеупомянутого моста, в Приморском крае заморожена реконструкция моста через реку Астраханка. В Алтайском крае остановлено строительство транспортной развязки на центральной магистрали Барнаула.

В Крыму не выполнен ремонт дороги Бахчисарай – Ялта, пролегающей через гору Ай-Петри.

Третий раз поменяли подрядчика многострадальных канализационно-очистных сооружений в Севастополе.

А сроки завершения строительства очистных сооружений в Форосе, Симеизе, Ялте, Алуште, Судаке и Коктебеле еще раз сдвигаются.

Причем история обанкротившейся московской компании, не выполнившей госконтракты, не уникальный случай в России.

По данным Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК) в России, каждый четвертый госконтракт в строительстве не исполняется. Всего за три года после начала широкомасштабного вторжения в России были разорваны договоры с подрядчиками на общую сумму 750 млрд рублей.

На родину не рвется. Там выходят через окно не прощаясь

В настоящее время Борис Сакун находится в тюрьме Триеста. Апелляционный суд этого итальянского города должен принять решение о его экстрадиции. Российский бизнесмен явно не хочет возвращаться на родину и добивается освобождения.

По мнению местных обозревателей, итальянскому судье будет не просто выдать Бориса Сакуна российским властям, учитывая ситуацию на его родине, где не менее 20 руководителей высшего звена и бизнесменов покончили с собой или умерли при подозрительных обстоятельствах.

Причем в полицейском управлении Триеста, агенты которого задержали Бориса Сакуна, особо отметили, что уголовное преследование подозреваемого все еще находится на стадии предварительного расследования и фактическая ответственность будет изучена в ходе дальнейшего судебного разбирательства.

Теги по теме
Россия Владимир Путин
Источник материала
loader
loader