Лидер Кремля Владимир Путин, вероятно, стремится получить более четкое представление о том, как НАТО реагирует на провокации, а также снизить чувствительность европейцев к нарушениям их суверенитета на фоне нарушений российскими самолетами воздушного пространства соседних стран. В то же время недавние события произошли на фоне другого момента - в рамках военных учений "Запад 2025" Россия имитировала нанесение тактического ядерного удара, за чем лично наблюдал президент России, пишет The Telegraph.
"Многие считают, что ядерная война сегодня невозможна. Как бывший офицер разведки Министерства обороны США, который руководил "красными командами" в военных учениях, симулировавших конфликт между Россией и НАТО, я здесь, чтобы объяснить вам, почему это неправильно. Угроза ядерной войны сейчас на самом высоком уровне. "Немыслимое" является более реальным, чем большинство готово признать", - пишет в статье для издания бывшая сотрудница Центрального разведывательного управления США, стратегический аналитик военной разведки Ребекка Коффлер.
Автор отмечает, что ни Россия, ни НАТО не хотят прямого "кинетического" конфликта, но поскольку война в Украине продолжается, риск непреднамеренной эскалации из-за недоразумений стремительно растет.
Учения "Запад 2025", по ее словам, провели, чтобы извлечь уроки из текущей войны в Украине, сосредоточившись на гибридных ударах, тактике мобильной артиллерии и борьбе с беспилотниками. В то же время россияне регулярно практикуют санкционирование ударов ядерным оружием в рамках военных учений, когда Путин "нажимает кнопку", поскольку считают, что их лидер должен быть психологически готов к этому действию.
"Это результат важного урока, усвоенного во времена советской эпохи. Говорят, что в 1972 году тогдашний генеральный секретарь Леонид Брежнев "дрожал", когда его попросили нажать кнопку во время командно-штабных учений, имитировавших войну с США. Он постоянно спрашивал своего министра обороны Андрея Гречко, "определенно ли это учения", - отмечает Коффлер.
Она отмечает, что Путин, вероятно, не хочет ядерной войны, но российский лидер и его Генеральный штаб действительно рассматривают ядерное оружие как боевой потенциал, а не просто как психологическое оружие.
"Москва разработала и внедрила сложную ядерную доктрину под названием "эскалация для деэскалации", разработала тактические ядерные боеголовки малой мощности и научила свои войска вести "ограниченную" ядерную войну. 27 февраля 2022 года, через несколько дней после начала вторжения в Украину, Путин перевел ядерные силы России на "специальный режим боевого дежурства", и никаких официальных объявлений об изменении статуса не было", - напоминает автор.
И хотя западные аналитики отвергли действия Путина как преувеличение, утверждая, что реальных изменений в базовой ядерной позиции России не произошло, оценки американской разведки, основанные на так называемых индикаторах и предупреждениях, могут быть лишь частично полезными для понимания текущей угрозы. Структура выявления угроз США базируется на выявлении непосредственной угрозы, а не для обеспечения стратегического предупреждения об угрозе, которая развивается со временем.
"И главное - сейчас между НАТО и Россией нет никакого доверия. Давние опасения Москвы относительно того, что США стремятся к смене режима в России, усиливаются частыми комментариями западных чиновников, которые открыто заявляют или намекают на свое намерение победить российскую армию, подорвать ее экономику и отстранить Путина от власти. Украинские удары по российской ядерной триаде, в частности по стратегическим бомбардировщикам, которые являются центральным элементом российской стратегии сдерживания и обороны, вероятно, еще больше усилили эти опасения", - добавляет эксперт.
В свою очередь, отмечает она, НАТО опасается нападения России на одно из своих государств-членов, что приведет к срабатыванию статьи 5 о коллективной обороне, особенно если Украина проиграет. Недавние нарушения Кремлем воздушного пространства НАТО побудили альянс начать новую военную операцию под кодовым названием "Восточный страж".
"Обычный риск препятствования друг другу возрастает в периоды высокой напряженности и во время военных учений, таких как "Запад-2025", "Восточный страж" и польские учения "Железные ворота". Сегодня регион также переполнен средствами наблюдения, боевыми боеприпасами всех типов, военными кораблями и судами обеспечения, которые действуют в непосредственной близости друг от друга. Соответственно, опасность несчастного случая очень высока", - указывает автор и напоминает, что в истории есть немало примеров того, как быстро и легко дела могут пойти наперекосяк во времена высокой напряженности.
Так, в ноябре 1983 года НАТО готовилось к отработке запуска ядерной ракеты во время военных учений "Able Archer 83". Напряженность была высокой после того, как Советский Союз сбил южнокорейский пассажирский авиалайнер, который отклонился от курса во время движения из Анкориджа в Сеул. Но Кремль разозлился из-за "Able Archer", считая, что это были настоящие испытания, а не учебные.
До этого российские разведывательные службы уже в течение двух лет находились в состоянии повышенной готовности и искали признаки намерений США нанести ядерный удар по СССР. Полномасштабное имитационное применение ядерного оружия силами НАТО могло означать для параноидальных советских войск только одно: начало ядерной войны. Тогда советская армия ожидала лишь приказа Андропова. И что важно, на протяжении всего кризиса между Москвой и Вашингтоном не было никакой связи для урегулирования ситуации. К счастью, никакого приказа не было отдано, и после завершения учений НАТО 11 ноября 1983 года напряженность рассеялась.
"Но это могло закончиться совсем иначе. И мир сегодня сталкивается с подобной ситуацией, учитывая крах доверия между Россией и Западом, а также разрыв ключевых линий коммуникации.
Ни НАТО, ни Россия не хотят втянуться в кинетическое воздушное противостояние, не говоря уже о ядерной войне. Но ни один из них не хочет позволить другой стороне воспринимать себя как победителя в Украине. Обе стороны, ожидая нападения со стороны другой, используют свои массивные системы сбора разведывательных данных, чтобы искать любые признаки будущего нападения, что позволит им быстро принимать решения", - отмечает эксперт
Она добавляет, что путаница и ошибки, как следствие "тумана войны", являются стандартными атрибутами вооруженного конфликта.
"Вероятность того, что в таких условиях "скороварки" будет допущен просчет с трагическими последствиями, вполне реальна.... если в Москве, Вашингтоне и Европе не победит благоразумие, ядерная война может стать самосбывающимся пророчеством", - указывает Коффлер.
Напомним, накануне Владимир Путин заявил, что Россия готова отвечать на стратегические угрозы с помощью "военно-технических материалов". По его словам "основы диалога стран с ядерным оружием подорваны".