Первые итоги открытых границ для "18 - 22": едут рабочие руки и потребители
Первые итоги открытых границ для "18 - 22": едут рабочие руки и потребители

Первые итоги открытых границ для "18 - 22": едут рабочие руки и потребители

Вот уже месяц, как Кабинет министров снял запрет на выезд за границу для юношей 18-22 лет. Событие получило широкий резонанс и вызвало жаркие дискуссии. Одни радуются, что для части молодежи немобилизационного возраста восстановлены конституционные права, другие предрекают резкое нарастание демографического и экономического кризиса. Что известно на сегодняшний момент - в обзоре Коротко про.

Доучиться в Украине

Украинские пограничники настаивают, что статистику по возрасту не ведут. В комментарии РБК-Украина спикер ГНСУ Андрей Демченко поделился лишь наблюдениями относительно мужчин в возрасте 18-22 лет: «Существенного увеличения, массового наплыва на пассажиропоток эта категория не несет». Пытаясь отследить процессы, СМИ опираются на данные польской пограничной службы, которая не поленилась сосчитать, что только за первую неделю после 28 августа в Подкарпатское и Люблинское воеводства прибыло более 10 000 совершеннолетних мужчин в возрасте до 23 лет. А надо учесть, что на западном направлении у Украины есть границы еще и с Венгрией, Словакией, на юго-западном - с Молдовой и Румынией.

Впрочем, социологи просят не делать быстрых выводов о том, что все уехавшие являются безусловными мигрантами. Многие молодые люди могли рвануть в открытую дверь из любопытства или «в разведку».

– У нас пока нет данных социологических опросов, чтобы дать оценку, сколько хотят уехать навсегда, а сколько собираются вернуться, – отмечает замдиректора социологической службы Центра Разумкова Михаил Мищенко. – Определенные перемещения безусловно будут происходить. Можно предположить, что в первую волну уехали те, кто имел такое горячее желание, а дальше процессы начнут замедляться.

Более пессимистические настроения у демографов. Европейские государства заинтересованы в молодых мигрантах - как в рабочей силе, так и в интеллектуальном потенциале.

- Мы проигрываем и в отношении специалистов, и в отношении демографии, и в отношении половозрастной структуры, - так для Коротко про прокомментировал событие заместитель директора Института демографии и социальных исследований Александр Гладун, когда оно было еще на уровне президентской инициативы.

Сам Владимир Зеленский объясняет открытие границ желанием сохранить возможность для молодежи завершать обучение в Украине, ведь многие родители вывозили детей за границу еще до их совершеннолетия. «Наша логика в том, что иначе мальчиков в наших школах не будет просто в старших классах. Они не будут заканчивать школы в Украине. И не будут поступать здесь в университеты», – сказал президент Владимир Зеленский на недавней встрече с журналистами.

Постановление – не закон

"Я говорю своему, скорее давай собирайся, а он сопротивляется. Говорит, что хочет посмотреть, как оно дальше будет, хочет закончить бакалавриат. Куда смотреть, если не сегодня-завтра все это отменят", - – жалуется знакомая - мать 20-летнего парня.

Она волнуется не просто так. Слухи, что границы снова закроют, пошли после недовольства военных, которые говорят, что их просто никем будет заменить. "Я сомневаюсь, что война закончится через три года. А это решение создает риски дефицита солдат через три года. К сожалению, это продолжение политики "тем, кто не воюет - все воюющим - война до 60/смерти/уродства", - заявил в комментарии LB.ua военный, соучредитель Центра поддержки аэроразведки Игорь Луценко.

Не прошло без внимания и выступление в Новости.LIVE секретаря комитета Верховной Рады по вопросам нацбезопасностиРомана Костенко, который назвал разрешение на выезд 18-22-летних опасным для государства: "Это люди, которые могут помогать экономике. Это люди, которые могут помочь армии. Это люди, которые, ну, извините, завтра будут сержантами и офицерами в нашей армии. И их нужно не выпускать, отправлять за границу, а их нужно готовить уже сейчас быть этими сержантами и офицерами в будущем".

Напоминание, что мобилизация начинается с 25 лет, мало успокаивает матерей. Они больше пугаются прогнозов, что война может затянуться на 10 лет.

– Мне юрист сказал, что постановление Кабмина – это не закон. В один день могут переписать, – переживает за сына знакомая.

Беспокоятся и по ту сторону границы: вернется ли студент, который едет в Украину на каникулы. Комментарии в соцсетях свидетельствуют, что проблем нет, когда в порядке паспорт и "Резерв+". Однако есть и рекомендации не рисковать.

Исчезают даже без заявлений на увольнение

Не прошло и месяца, а о себе уже напомнил рынок труда. 37% работодателей, по результатам опроса Work.ua, столкнулись с увольнениями работников в возрасте 18–22 лет. Потери почувствовали гостинично-ресторанный бизнес, розничная торговля, пищевая промышленность, строительство, дистрибуция, импорт, экспорт, транспорт, логистика. Отчасти это объясняется тем, что первыми на выезд повелись мужчины, которым в ближайшее время исполняется 23 года. Руководители жалуются, что подчиненные, бывает, просто исчезают - без предупреждения. Работодатели также опасаются, что за мужчинами поедут их жены, матери, невесты…

– Для меня очевидно, что это была пиарная история, и она совершенно неправильная, – считает эксперт по экономике и политике Борис Кушнирук. – У нас в Конституции не записано, что обязанность по защите государства начинается с 23 лет. Она общая для граждан, достигших совершеннолетия. Даже с этой точки зрения есть несоответствие тому, что предусмотрено Основным законом. Я не говорю, что всех нужно тянуть в армию. Молодежь 18-22 года – это и рабочие руки, и потребители. Кто-то должен производить товары, кто-то - их покупать. Сейчас уменьшается количество и тех и тех, и это, безусловно, удар по экономике. Бизнесмены, с которыми я говорил, просто в шоке, что люди массово пишут заявления на увольнение.

Эксперт отмечает, что в Украине уже сейчас нехватка рабочей силы. Мужчины постарше служат или скрываются от мобилизации. Многие женщины уехали за границу.

– Говорят, что молодежь нужно удерживать конкурентными с Европой зарплатами. Но у нас война, вопрос стоит, выживет ли страна. Повысить зарплаты до поднебесного уровня невозможно, потому что они отражают производительность труда. А у нас она низкопроизводительная, мы используем устаревшую технику и оборудование. Высоких зарплат не будет, потому что нужно решать проблемы войны. Я уже не говорю, что нам нужно думать, кто будет работать после ее завершения.

В то же время эксперт убежден, что открутить колесо назад уже нельзя.

– Это значит, что все, кто уехать не успел, по сути, будут наказаны. Пока действовал запрет, это уже воспринималось как данность. По крайней мере, для тех, кто не искал незаконных способов пересечь границу. А сейчас возвращение запрета чревато социальным взрывом. К сожалению, хороших вариантов выхода из данной ситуации нет.

Теги по теме
пограничники
Источник материала
loader
loader