В минувшее воскресенье в Молдове состоялись парламентские выборы.
По предварительным результатам, проевропейская партия «Действие и солидарность» (PAS) получила 50,16% (55 мест в парламенте). Пророссийский «Патриотический избирательный блок» BEP (куда входят социалисты, коммунисты, партия «Сердце Молдовы» и партия «Будущее Молдовы») — 24,19% и 26 мандатов.
На третьем месте блок «Альтернатива» (во главе которого стоит мэр Кишинева Ион Чебан) — 7,97% и 8 мест: декларирующий проевропейский курс, тем не менее он воспринимается Москвой как дружественный России. Популистская «Наша партия» (во главе которой стоит олигарх Ренато Усатый) — 6,2% голосов (6 мандатов).
Сенсацией стало то, что в парламент попала партия «Демократия дома» (ее возглавляет Василий Костюк), выступающая за объединение Молдовы с Румынией: за нее проголосовало 5,62% избирателей. В соцопросах партия не была в числе тех, кто проходил пятипроцентный барьер. Теперь же она может получит 6 мандатов, что делает ее весомым игроком в молдавской политике. «Демократия дома» — партнер румынской партии AUR, к которой принадлежит один из самых популярных политиков Румынии Джордже Симион.
После обнародования предварительных результатов сторонники интеграции Молдовы в ЕС вздохнули с облегчением: ставки на этих выборах были как никогда высоки.
Победа пророссийского BEP во главе с социалистом Игорем Додоном не просто сделала бы из президента Майи Санду фигуру без реальной власти, поскольку, обладая большинством, они в силах заморозить любое решение главы государства, но и привела бы к смене внешнеполитического курса Молдовы. Для Украины, как и для ЕС, это означало бы появление у границ еще одного источника дестабилизации. Для России — изменение баланса сил в регионе.
Неудивительно, что, ведя войну с Украиной, атакуя дронами Европу, Россия открыла еще один фронт — против Молдовы, пытаясь лишить пропрезидентскую партию PAS большинства в парламенте. А если не удастся — то сделать все, чтобы поставить под сомнение легитимность результатов голосования и спровоцировать акции протеста. В новом миропорядке, который стремится создать Кремль, Молдова должна стать чем-то вроде нынешней Грузии. А если этот план не удастся, то в стране должен быть перманентный хаос.
Особенность выборов в Молдове — то, что около трети избирателей до последнего не могли определиться с тем, за кого они будут голосовать. Вот на них и делали ставку пророссийские партии и Москва. Так, накануне выборов в Молдове в соцсетях появились сотни фальшивых аккаунтов для распространения российской и антиевропейской пропаганды. Задействовала Москва и священников, которые продвигали «традиционные ценности» и критиковали евроинтеграционный курс.
Курирует эту кампанию замглавы АП РФ Сергей Кириенко, а исполнители — кремлевские политтехнологи, 5-я служба ФСБ, а также проживающий в России олигарх Илан Шор (заочно приговоренный в Молдове к 15 годам тюрьмы за кражу одного миллиарда долларов из молдавских госбанков). Денег, судя по всему, в Москве не жалели. Тем не менее РФ не удалось на выборах добиться победы пророссийских сил.
Получив большинство голосов, PAS сохранила большинство в 101-местном парламенте. Правда, чуть меньшее, чем в уходящем составе, где у пропрезидентской партии 62 депутата. Теперь многое будет зависеть от того, удастся ли Кремлю и блоку BEP вызвать в стране протесты и дестабилизировать ситуацию в стране. Еще в день голосования Игорь Додон призвал своих сторонников выйти в понедельник к парламенту, чтобы «защитить победу». Собственно, Москва, а с ней и пророссийские политсилы, многое ставили именно на акции протеста.
Документы, оказавшиеся в распоряжении Bloomberg, свидетельствуют, что власти РФ еще весной разработали план по вмешательству в парламентские выборы. План включает подкуп молдавских избирателей за рубежом, привлечение нанятых лиц к «организации деструктивных протестов», широкомасштабную кампанию дезинформации в соцсетях Telegram, TikTok и Facebook, а также давление на чиновников с помощью компромата, чтобы парализовать избирательный процесс. План также предусматривает, что в случае поражения правящей партии Кремль собирается организовать протесты с требованиями отставки Санду, а при ее победе — акции, представляющие результаты голосования сомнительными.
Молдавские власти не сидели в глухой обороне. Кишинев открыл в России только два участка для голосования, а не десятки по всей стране. Это значительно снижает возможности Москвы по фальсификации результатов выборов на территории РФ. В Молдове также сообщили о минировании мостов, ведущих в Приднестровье. В связи с этим много жителей региона не смогли проголосовать. И это также повлияло на количество голосов, отданных за пророссийские силы.
Предотвращая срыв голосования, за пару дней до парламентских выборов власти задержали 74 человека, подозреваемых в прохождении подготовки в Сербии с целью организации беспорядков в стране. Их учили прорывать полицейские кордоны, сопротивляться правоохранителям, пользоваться дубинками, наручниками, а в некоторых случаях — и огнестрельным оружием. У них изъяли наличные деньги, форму, оружие и взрывчатку. По версии следствия, к их подготовке причастны российские спецслужбы.
Кроме того, молдавские власти запретили двум пророссийским партиям участвовать в голосовании. ЦИК страны исключил партию «Великая Молдова» из избирательных списков из-за подозрений в незаконном финансировании, в том числе из-за рубежа. Власти также подозревают, что эта политсила действует как преемница ранее запрещенной партии «Шор». Также от участия в выборах была отстранена партия «Сердце Молдовы», входящая в «Патриотический избирательный блок».
Результаты голосования стали одновременно и победой, и предупреждением. Победой — потому что Молдова сумела устоять под колоссальным внешним давлением и сохранить курс на евроинтеграцию. Предупреждением — поскольку Кремль не смирится с поражением и будет пытаться любыми способами дестабилизировать Молдову. Акции протеста, информационные кампании, подкуп политиков — этими инструментами Москва постарается создать в стране долгосрочный хаос, призванный сорвать европейский курс страны.
Хотя Москва потерпела поражение, борьба за Молдову продолжается. В ближайшие недели основным вызовом для президента Майи Санду и ее партии PAS станет противостояние возможной волне уличных протестов пророссийской оппозиции. От того, насколько быстро и решительно новая власть сумеет консолидировать общество, укрепить верховенство права, провести обещанные реформы, будет зависеть, станет ли Молдова следующей «точкой хаоса» в регионе или же, продвигаясь по пути членства в ЕС, еще одним примером успешного сопротивления России.