Бюджету Украины в следующем году не хватает как минимум 300 млрд грн. Не будучи финансистом или макроэкономистом, но имея опыт взаимодействия с государством, знаю, что часть этих денег точно можно сэкономить на уже запланированных закупках. Вероятно, вы уже догадались, речь идет о Prozorro и Prozorro Market. С 2019 года мы в Интерактивных системах обучения помогаем украинским школам и высшим учебным заведениям стать современными, внедряя инновационные технологии в образовательный процесс. Нам доверяют сотни учебных заведений по всей Украине, в том числе государственные. Так что мы хорошо разбираемся в инструментах государственных закупок, всех их преимуществах и недостатках.
Ключевая проблема, существующая в госзакупках на электронных площадках Prozorro и Prozorro Market, — это дискриминация участников по разным критериям. Дискриминация минимизирует конкуренцию между участниками торгов, и, как следствие, государство тратит больше средств на закупку товаров или услуг, чем могло бы в случае ценового соперничества. Но этот недостаток в большей степени характерен именно для Prozorro и в значительно меньшей — для Prozorro Market.
В целом у последней, по моему опыту, более выраженные преимущества, и раньше мы вместе с Яной Тетенок на примере покупки мультимедийных средств для обучения в школах описали преимущества закупок на Prozorro Market. А именно — ощутимую экономию бюджетных средств, повышение конкуренции среди участников и открытость процессов торгов. Теперь поговорим о дискриминации с помощью анализа закупки интерактивных панелей — основного инструмента демонстрации контента в классе. В этом году мы начали первое производство интерактивных панелей в Украине, поэтому хорошо в этом разбираемся.
Если кажется, что это какая-то незначительная точечная закупка, то это не так. Мы тщательно проанализировали 3730(!) закупок интерактивных панелей на двух электронных площадках — Prozorro и Prozorro Market (см. табл. 1). Сравнить результаты топ-10 игроков рынка на обеих платформах можно в табл. 2 и 3.
Так что, если все честно, то результаты тендеров на обеих площадках почти одинаковые, но дело в том, что Prozorro дает намного большие возможности для дискриминации участников, поэтому получить честный, а главное, эффективный результат там почти невозможно.
Табл. 1. Закупки интерактивных панелей на Prozorro и Prozorro Market
Вот пример Prozorro. При общей ожидаемой стоимости 469,7 млн грн (952 закупки) экономия составила 23,8 млн грн, а это всего лишь 5% от общего бюджета. В тендерах, в которых конкуренции вообще не было (то есть только с одним участником), или там, где в процессе все участники (за исключением одного) были дисквалифицированы, падение цены вообще едва превысило 2%. В результате в потенциально дискриминационных закупках общая экономия государственных средств составила 6,9 млн грн, а это мизерные 1,47% от общего бюджета.
Без дискриминации на Prozorro прошло 18,5% закупок, но эти закупки охватили всего 20% бюджета. Если в закупке было два участники, то среднее падение цены составляло 11,2%, при трех участниках — 16,95, при четверых — 20,99, при пяти и больше участниках — 24,22%. В результате на таких закупках удалось сэкономить 16,9 млн грн, или только 3,6% от общего бюджета.
Теперь рассмотрим результаты Prozorro Market. Общая ожидаемая стоимость — 754 млн грн, экономия — 85,2 млн грн, или 11,3%. Почти 60% из 1721 закупки состоялись при участии двух и больше участников (после дисквалификации). То есть без явной дискриминации. И чем больше конкурентов было в борьбе за лот, тем большее падение цены в закупке получал заказчик. Если в тендере принимали участие два участника, падение цены от начальной суммы составляло ориентировочно 7,73%, три — 12,71, четыре — 18,86, пять и больше участников — 27,7%.
Согласитесь, сложно найти пример, который бы более наглядно демонстрировал, почему дискриминация — это плохо, если в тендерах, где ее нет, экономия составляет 76,4 млн грн, или более 10% от общего бюджета. В потенциально дискриминационных закупках общая экономия государственных средств составила 8,7 млн грн, или 1,16% от общего бюджета.
Является ли Prozorro Market панацеей? Конечно, нет. Для тендеров, где закупают услуги, этот инструмент не является полноценным, однако же там, где у продуктов есть четкие фильтры (ноутбуки, компьютеры, интерактивные панели, принтеры, и т.д.), Prozorro Market является идеальной экосистемой, и за ней будущее. Ее основное преимущество — значительно меньшее количество движений, которые надо сделать, чтобы участвовать в тендере. Здесь не требуют технические задания на сотни страниц и кипу из десятков, а иногда и сотен документов, которые должен загрузить победитель торгов. А именно эти условия позволяют заказчикам манипулировать условиями и дискриминировать участников.
На Prozorro Market же все стандартизировано, и это дает два весомых преимущества — скорость и существенную экономию.
Две вещи, которые действительно сегодня нужно доинтегрировать в систему Prozorro Market, — это типовой договор и возможность использования сертификата о происхождении товара У-1.
Что касается типового договора, который анонсировало правительство в начале этого года, то надо отметить усилия Кабмина во главе с Юлией Свириденко, а также Министерства экономики и его главы Алексея Соболева и руководителя Министерства образования и науки Оксена Лисового, при поддержке которых он будет внедрен. Это вообще устранит любые возможности для дискриминации на Prozorro Market и позволит государству экономить еще больше средств при проведении тендеров для учебных заведений.
Что касается сертификата У-1, то этот документ подтверждает украинское происхождение товара и может использоваться для внутренних поставок и участия в тендерах в пределах таможенной территории Украины. Этот сертификат не дает тарифных преференций, но является доказательством украинского производства, что важно для государственных закупок, целевых программ, договоров поставок и общего учета.
А еще этот сертификат необходим для подтверждения украинского происхождения товаров при их экспорте в страны Европы, которые сейчас инвестируют в их производство в Украине в рамках программы финансовой поддержки Украины Ukraine Facility. По сути, эта программа открывает возможность динамично нарастить украинское производство высокотехнологичных продуктов, которой грех не воспользоваться.
Если в ближайшее время эти два документы будут приняты и интегрированы в систему Prozorro Market, возможность дискриминации будет вообще исключена. А это, как подтверждают приведенные выше данные, реальная экономия на закупках чего-либо. Да, к сожалению, это не даст тех самых необходимых 300 млрд грн для бюджета 2026 года, но, как говорят, курочка по зернышку клюет, да сыта бывает.
Табл. 2. Обзор ТОП-10 игроков на рынке интерактивных панелей на Prozorro
Табл. 3. Обзор ТОП-10 игроков на рынке интерактивных панелей на Prozorro Market