Главной проблемой государственного бюджета на 2026 год остается поиск средств для финансирования социальной сферы. Собственные доходы Украины покрывают лишь 57,7% всех расходов, тогда как остальные 42,3% должны поступать из внешних источников - это около 46,5 млрд долларов в виде займов и 942 млн долларов грантов. Основными донорами выступают Европейский Союз (10 млрд долл.), США, Япония и Канада (вместе 11,3 млрд), а также МВФ, Всемирный банк и другие международные партнеры.
Как отмечает экономический эксперт Андрей Павловский в своей статье "Социальные выплаты-2026: между реальной инфляцией и правительственными иллюзиями", такая зависимость от внешней поддержки создает серьезные риски. Почти половина всех доходов бюджета зависит от международных партнеров, поэтому любые политические задержки или решения, как это произошло в 2024 году, когда Украина недополучила более 5 млрд долларов из-за ситуации в США, могут иметь критические последствия.
Все внутренние поступления, налоги и сборы, фактически направляются на финансирование оборонного сектора. Зато социальные расходы - пенсии, субсидии, помощь малообеспеченным - покрываются за счет внешней помощи.
Министр финансов Сергей Марченко предупредил, что дефицит внешнего финансирования в 2026 году составляет около 16 млрд евро. Если международные партнеры не предоставят обещанных средств, первыми пострадают именно социальные программы. Условия войны делают бюджет особенно уязвимым - государство не может одновременно полноценно финансировать и армию, и социальную сферу без помощи партнеров.
Дополнительным вызовом является разрушенная войной инфраструктура: на ее восстановление необходимо не менее 100 млрд гривен, однако в проекте бюджета таких резервов не предусмотрено.
Эксперты также обращают внимание, что власть не использует потенциальные внутренние источники поступлений. В тени остаются значительные средства из игорного бизнеса, таможни, а также операций с криптовалютами. Идеи по детенизации экономики, справедливого налогообложения крупного бизнеса и сокращения второстепенных расходов - таких как финансирование телемарафона (1,5 млрд грн), "стратегических коммуникаций" (4 млрд грн), дорожных и сомнительных инфраструктурных проектов - остаются без внимания правительства.
Как отмечает Павловский, если Украина стремится к стабильному развитию после войны, власти уже сейчас необходимо пересмотреть финансовые приоритеты и сосредоточиться на реальной защите социально уязвимых граждан.
Ранее сообщалось о том, что в августе госдолг Украины вырос почти на $6,6 млрд. С 2027 года платежи на обслуживание госдолга Украины радикально увеличатся. Это неизбежно вызовет перераспределение бюджета, то есть будет страдать финансирование оборонных, социальных расходов и программ послевоенного восстановления. Подробнее пишет в статье "Финансирование бюджетных дефицитов в 2025 и 2026 годах — с дождя и под водосток" Татьяна Богдан.