Социальные выплаты-2026: между реальной инфляцией и правительственными иллюзиями
Социальные выплаты-2026: между реальной инфляцией и правительственными иллюзиями

Социальные выплаты-2026: между реальной инфляцией и правительственными иллюзиями

Социальные выплаты-2026: между реальной инфляцией и правительственными иллюзиями

На первый взгляд, бюджет следующего года выглядит амбициозным: акцент на оборону, увеличение расходов на социальные программы, образование и здравоохранение. Но если копнуть глубже, становится понятно, что социальные аспекты этого плана далеки от реальности. Заниженные стандарты, неучтенная настоящая инфляция и полная зависимость от внешнего финансирования делают бюджет, скорее, пожеланием, чем реальным инструментом поддержки граждан. Рассмотрим некоторые социальные аспекты и проблемы государственного бюджета на 2026 год, которые делают его очередным вызовом для общества.

С начала полномасштабного вторжения в 2022 году бюджеты Украины превратились в инструмент выживания: понятно, что приоритет — оборона, «социалка» — по остаточному принципу. Бюджет-2023 имел дефицит 20% ВВП, в 2024-м — 18%, а в 2025 году — 16%. Социальные расходы росли номинально, но реально уменьшались из-за инфляции и девальвации. Например, в 2024 году прожиточный минимум увеличился на 6%, но инфляция достигла 12%, усилив бедность миллионов пенсионеров и малообеспеченных семей.

Бюджет-2026 продолжает эту тенденцию. Доходы — 2,8 трлн грн (около 61 млрд долл. по курсу 45,7 грн/долл.), расходы — 4,8 трлн грн (105 млрд долл.), дефицит — 2 трлн грн (44 млрд долл.), или 18,4% ВВП. Оборона — 2,8 трлн грн (более 27% ВВП), что на 9% больше, чем в 2025-м.

Социальные расходы номинально увеличиваются на 2,6% — до 467 млрд грн (10,2 млрд долл.). Но это иллюзия: с учетом инфляции реальные социальные расходы уменьшаются. Счетная палата предупреждает о высоком риске недопоступления доходов и росте долга до 106% ВВП, что делает бюджет уязвимым к внешним шокам.

По сравнению с 2025-м пенсии уменьшаются на 1,6% (до 252 млрд грн), субсидии на ЖКУ — на 7,2% (до 42 млрд грн), хотя тарифы растут: газ +15%, электричество +20%. Увеличиваются расходы на ветеранов — на 40% (до 18 млрд грн). Образование и здравоохранение получают плюс 5–6%. Но достаточно ли этого для реальных потребностей? Например, даже после обещанного повышения в два этапа зарплат учителей на 50% их зарплата все равно остается меньше средней по стране.

Одним из недостатков бюджета является неучтенная реальная инфляция и искусственно заниженные социальные стандарты и гарантии. Правительство прогнозирует инфляцию на уровне 10,4%, но во время войны она фактически непредсказуема. С учетом девальвации гривни (средний курс 45,7 грн/долл. против 42,4 в 2025-м), роста цен на сырье и логистику, прогнозируемого Нацбанком значительного роста коммунальных тарифов реальная инфляция может быть значительно выше и достичь 15–20%. По данным Счетной палаты, с учетом инфляции расходы бюджета фактически уменьшатся, как и реальные доходы населения. Это означает, что обещанный рост социальных стандартов на самом деле является иллюзией.

Давайте рассмотрим основные социальные стандарты и гарантии на 2026 год:

  • прожиточный минимум (ПМ): вырастет всего на 9% для всех групп. Для трудоспособных — 3328 грн (73 долл.), для нетрудоспособных — 2595 грн (57 долл.), для детей до шести лет — 2823 грн (62 долл.). Это ниже прогнозируемой инфляции. Реальные потребности, по расчетам, почти в четыре раза выше, что увеличивает риск роста бедности;
  • минимальная зарплата: повышается на 9% в гривнях — до 8647 грн (около 189 долл.) с 1 января 2026 года. Но в долларовом эквиваленте это уменьшение на 0,3%. Для сравнения, реальные потребности для достойной жизни в Украине значительно выше — эксперты оценивают минимальную зарплату, необходимую для покрытия базовых расходов, в 2–3 раза больше с учетом инфляции на продукты, коммуналку и транспорт;
  • пенсии: минимальная — 2595 грн (57 долл.). Пенсии для лиц 65+ с полным стажем — 76 долл. Обещанная индексация в 8% не покрывает инфляцию. В целом расходы на пенсии — 1,027 трлн грн (25 млрд долл.) с индексацией, но это не компенсирует рост цен.

Для удобства мы свели все эти оценки в таблицу.

Ключевые социальные индикаторы, номинальные и реальные изменения

Реальный ПМ, по оценкам экспертов, в четыре раза выше: для трудоспособных — не менее 12 тыс. грн, для пенсионеров — 8 тыс. Это приводит к росту бедности: по данным Всемирного банка, уже сейчас 25% украинцев за чертой бедности, а в 2026-м эта цифра может достичь 35%.

Обещанное правительством осовременивание пенсий давно уже назрело, но инфляция делает и это недостаточным. В регионах вблизи фронта, где цены выше на 20–30%, это становится приговором для пожилых людей. А значит, миллионы украинцев рискуют оказаться за чертой бедности, особенно в регионах, близких к фронту.

Социальные расходы в бюджете-2026 — это смесь популизма и экономии на уязвимых. Вместо реформы социальной сферы правительство предпочитает одноразовые популистские выплаты: «национальный кешбек», «на дрова», «зимняя тысяча», «пакет школьника» и т.д.

На возвращение украинцев из-за граница предусмотрены 150 млн грн, хотя нерешенными остаются острые проблемы с жильем и трудоустройством более четырех миллионов внутренних переселенцев (ВПЛ). Помощь ВПЛ как была с начала войны на жалком уровне, такой остается и сейчас: 2000 грн на взрослого, 3000 грн на ребенка или инвалида.

Война увеличивает потребности в помощи внутренне перемещенным лицам, инвалидам и семьям погибших. Счетная палата предупреждает о потенциальном дефиците в социальной защите, особенно для военных, до 90 млрд грн (економия на протезировании и лечении военных).

Вместе с тем остаются вопиющие диспропорции в оплате труда и пенсионных выплатах. Когда чиновники в тылу, члены наблюдательных советов госпредприятий и спецпенсионеры получают заоблачные выплаты, в несколько раз больше средних зарплат, в десяток раз выше средних пенсий в стране.

Самая большая проблема бюджета-2026 — источники финансирования социальных расходов. Внутренние доходы покрывают только 57,7% всех расходов, остальные 42,3% — от внешнего финансирования: 46,5 млрд долл. заимствований и 942 млн долл. грантов. Источники: ЕС (10 млрд долл.), США, Япония, Канада (11,3 млрд), МВФ (2,3 млрд), Всемирный банк и другие. Но это рискованно: почти половина доходов зависит от партнеров, и непоступление и задержки возможны (например, в 2024-м Украина недополучила более 5 млрд долл. из-за политической ситуации в США).

Фактически все внутренние доходы (налоги и сборы) идут на оборону и безопасность, а социальная сфера содержится за счет внешнего финансирования.

По словам министра финансов Сергея Марченко, необеспеченный дефицит внешнего финансирования на следующий год составляет 16 млрд евро. Если внешней помощи не хватит, пострадают именно социальные расходы — пенсии, субсидии, социальная помощь. Война делает бюджет уязвимым: без внешних средств невозможно обеспечить армию и «социалку» одновременно. Война усиливает риски: разрушение инфраструктуры нуждается в дополнительных 100 млрд грн, но бюджет не предусматривает соответствующих резервов.

При этом бюджет игнорирует реальные ресурсы, оставляя в «тени» коррупционные схемы: игорный бизнес, таможню и криптовалюту. Власть сознательно игнорирует предложения увеличить соцрасходы за счет детенизации, налогообложения олигархов и сокращения ненужных расходов (например, 1,5 млрд грн на «телемарафон», 4 млрд грн на «стратегические коммуникации», на тротуарную плиточку, асфальт, «болгарские реакторы» и т.д.).

Но если мы хотим иметь будущее, как раз пора пересматривать приоритеты. Начать с честного разговора с обществом о «социалке» вместо манипулятивных обещаний. В конце концов, реалистично спрогнозировать 2026 год, учтя реальную инфляцию и другие неизбежные вызовы. Наконец, начать искать внутренние резервы для выживания. Например, путем поддержки собственной промышленности, детенизации экономики и ликвидации коррупционных схем, а заодно и популистских «хотелок» из госбюджета.

Источник материала
loader
loader