Бельгия испытывает все большее давление в вопросе использования замороженных российских активов для "репарационного кредита" Украине после того, как Берлин и другие западные столицы изменили свою позицию, пишет FT.
Около 190 млрд евро замороженных российских активов хранятся в депозитарии Euroclear в Брюсселе, однако многие западные союзники, в частности США, Германия и Бельгия, не хотели использовать эти средства, опасаясь юридических и финансовых последствий.
В течение последних недель позиция Европы изменилась, особенно после того, как администрация американского президента Дональда Трампа призвала союзников по G7 конфисковать "или иным образом использовать" эти средства для финансирования обороны Украины, согласно позиционному документу США, с которым ознакомилась Financial Times.
Канцлер Германии Фридрих Мерц недавно заявил, что 140 млрд евро из этих средств следует использовать в качестве займа для вооружения Украины. Еврокомиссия с тех пор разработала структуру "репарационного кредита", аргументируя это тем, что Москва должна нести расходы, связанные с войной против Украины.
Однако премьер-министр Бельгии Барт Де Вевер попросил другие 26 стран ЕС "покрыть" юридические и финансовые риски, связанные с таким кредитом, и гарантировать полную сумму, чтобы Бельгии не пришлось самостоятельно его возвращать.
Эта позиция вызвала осуждение со стороны ряда столиц ЕС, особенно учитывая то, что прибыли Euroclear облагаются бельгийским налогом на прибыль предприятий.
"[Бельгия] три года утверждала, что Euroclear является бельгийской компанией, а значит, и прибыль также. А теперь, когда она хочет разделить риски, то утверждает, что Euroclear — это европейская компания", — сказал один из высокопоставленных дипломатов ЕС.
Терпение к бельгийским чиновникам иссякает, заявили трое дипломатов, участвовавших в подготовке к очередному раунду переговоров ЕС в среду, 8 октября.
Другие столицы ЕС утверждают, что трудное положение Украины требует солидарности, и указывают на то, что Польша согласилась разместить у себя главный центр поставок оружия в Украину, а Дания — передать Киеву истребители F-16, не требуя от других разделить риски.
"Больше нет легких решений. Каждый должен делать то, что может", — сказал другой европейский дипломат.
Еврокомиссия уже попыталась успокоить некоторые опасения Бельгии, добавив положение о том, что заем будет покрываться национальными обязательствами в случае, если Россия начнет выплачивать военные репарации.
"Мы считаем, что риски для Бельгии в этом случае достаточно ограничены. Это не означает, что рисков нет вообще и что мы не хотим вести серьезных переговоров с Бельгией... Но эти риски, вероятно, можно контролировать", — заявил высокопоставленный чиновник ЕС.
По словам Еврокомиссии, кредит структурирован таким образом, что не предусматривает конфискации активов, и указывает, что судебные решения за пределами ЕС не признаются Евросоюзом.
Но бельгийское правительство заявило, что "текущий план, который обсуждается, не является удовлетворительным" и условные обязательства не "решают вопрос покрытия рисков".
ЕС стремится договориться о кредите в размере 140 млрд евро до декабря, а первые выплаты запланированы на второй квартал 2026 года.
По данным Euroclear, с 2022 года бельгийское правительство собрало 3,6 млрд евро налогов на прибыль, полученную от замороженных активов Центробанка России и российских юридических лиц, подпадающих под санкции ЕС.
Бельгийское правительство заявило, что эти налоговые поступления "полностью предназначены для поддержки Украины". Однако не все деньги были перечислены Украине.
"Некоторые люди за моей спиной говорят, что я спекулирую на войне... потому, что я хочу оставить себе миллиард налоговых денег. В моем языке это называется мелкими деньгами, миллиард, учитывая риск, который мы берем на себя", — заявил Де Вевер на прошлой неделе.
Позиция Де Вевера раздражала некоторых лидеров ЕС на недавнем саммите в Копенгагене, рассказали FT чиновники, ознакомленные с ходом обсуждений. Они также указали на относительно низкий уровень военной поддержки Украины со стороны Бельгии за последние три года, по сравнению с Данией, Швецией и Германией, которые предоставили значительно больше помощи Киеву.
Бельгийские чиновники утверждают, что позиция Де Вевера оправдана, поскольку он защищает национальные интересы своей страны.
"Есть смысл смотреть им в глаза и говорить, где проходят красные линии", — сказал один из чиновников.
Но другие лидеры ЕС заявили, что эта "негибкость" начинает давать обратный эффект.
"Какая альтернатива? Мы должны найти способ финансирования, и если это не тот способ, то я не слышала ни о каких [других] идеях", — заявила премьер-министр Дании Метте Фредериксен в ответ на вопрос FT о сопротивлении плану по использованию российских активов.
Что собой представляет репарационный кредит, в статье "Репарационный кредит: ЕС превращает замороженные активы РФ в оружие для Украины" объяснял Олег Саркиц.