Демография и война бьют по высшему образованию. Украинские университеты выживают вместо того, чтобы развиваться. Но сокращение высших учебных заведений — не единственный выход из кризиса, считает ученый Андрей Шевченко.
В статье "Реформа науки в университетах: от выживания - к сотворчеству будущего" автор отмечает, что механическое сокращение сети вузов приведет к потере тысяч квалифицированных научно-педагогических работников, на подготовку которых государство потратило значительные ресурсы. По его мнению, вместо политики сворачивания нужна политика концентрации - поддержка исследовательских центров, кластеров совершенства и совместных лабораторий.
В этом вопросе ученый предлагает ориентироваться на опыт Германии, где вместо закрытия вузов государство запустило "Инициативу совершенства" - программу, которая сделала университеты центрами инноваций и сотрудничества с промышленностью. Именно это позволило немецким университетам войти в топ-100 мировых рейтингов.
"Сеть университетов массово не сокращали — им дали финансы, доверие и время доказать ценность", - пишет Шевченко.
Украина, по мнению автора, должна также дать университетам финансовую стабильность, исследовательскую автономию и время, чтобы они имели шанс превратиться в центры создания знаний через исследования.
"Украине нужны сильные университеты — не формальные заведения с аудиторной нагрузкой и шаблонными программами, а пространства сотрудничества, исследований, интеллектуального прорыва. И для этого необходимо переосмыслить саму суть научно-педагогической работы. Это должно быть не механическое сочетание лекций и бумажной науки, а настоящее "обучение через исследования" — формат, который дает студенту смысл, а стране — развитие", - говорит ученый.
Главная задача государства, подчеркивает автор, создать условия, в которых университет станет не просто большой школой, а местом, где творится будущее.
"Вместо арифметики сокращений надо перейти к содержательной архитектуре: университеты, научные институты, бизнес и госсектор должны объединяться в тематические сообщества вокруг реальных вызовов — оборона и безопасность, восстановление и материалы, энергетика, здоровье, агробиотехнологии. В такой модели решающим становится не статус учреждения, а способность команды: совместные лаборатории, совместные научные программы, совместные руководства в аспирантуре (co-supervision)", - констатирует Андрей Шевченко.
Ранее в Министерстве образования и науки признали, что сначала при оптимизации сети университетов ведомство допускало ошибки и в начале этого этапа было несколько неудачных решений. Но, по словам бывшего заместителя министра образования и науки Украины Михаила Винницкого, кроме двух неудачных попыток, за 2024 год было проведено девять успешных реорганизаций ЗВО — еще никогда Минобразования не принимало за год так много решений об изменениях в сети. Винницкий также отметил, что укрупнению не будут подлежать те ЗВО, которые являются единственными в своем городе.