/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F63%2Fed2c0194d3ebc8b64e49c0dc8d08c0ba.jpg)
Новые штрафы для водителей потянут лишь мажоры? Одни депутаты хотят ставить "пятерки" за обгон, другие - категорически против
Украинским водителям приготовили сюрпризы – введение бальной системы наказаний и новой градации штрафов за превышение скорости. За соответствующие законопроекты скоро могут проголосовать в Верховной Раде Украины.
Автор инициатив народный депутат от партии "Слуга народа", заместитель председателя комитета ВР по вопросам транспорта и инфраструктуры Владимир Крейденко в комментарии объяснил: цель изменений — воспитание культуры безопасности на дороге.
Постоянный риск должен ощущаться карманом
- Сейчас в сети, в водительской среде живо обсуждается ваша инициатива введения штрафных баллов для водителей-нарушителей — какой цели хотели достичь введением такой системы?
- Цель проста – сделать систему наказаний более справедливой и воспитательной. Сегодня штраф воспринимается как "откупился – и дальше езди, как хочешь". А штрафные баллы – это личный учет водительской дисциплины, который показывает, насколько часто он нарушает правила.
Такая система действует в большинстве европейских стран. Если водитель систематически нарушает правила дорожного движения (ПДД), то он не просто платит, а теряет право управления и должен повторно пройти обучение. Это не наказание ради наказания, а стимул научиться ездить безопасно.
Мы хотим, чтобы культура вождения изменилась, чтобы на дороге все понимали, что постоянно рисковать – невыгодно и опасно.
Пятерки упорным нарушителям: водителям предлагают пятибалльную систему
– Похожие системы уже работают в Европе, в Украине уже определили, какой она будет? Как в Италии, где есть на старте сумма баллов и за нарушение их снимают, или как в Польше – баллы начисляются за нарушение, а при достижении лимита водителя лишают права управления?
- Мы предлагаем модель, более близкую к польской. То есть, за каждое нарушение начисляется определенное количество баллов – от одного до пяти, в зависимости от тяжести.
Если за год водитель набрал 15 баллов, или 10 баллов, если он начинающий водитель (имеет удостоверение менее года), то действие удостоверения временно останавливают. Чтобы восстановить право управления, нужно повторно пройти обучение и сдать экзамен.
И это справедливо: если человек неоднократно нарушает – он должен доказать, что знает правила и способен управлять безопасно.
Мажоров не остановить? Что в Раде думают о возмущении водителей
- Как относитесь к критике инициативы, которую в комментариях называют "новой схемой заработка" и высказывают мнение, что "мажоров и лихачей это не остановит"? Также пользователи обращают внимание: по дорогам передвигается много машин на спецномерах, не идентифицируемых номерах прикрытия? Будут ли в вашем законопроекте прописаны дополнительные предохранители против таких случаев?
- Это очень правильное замечание. Мы прекрасно понимаем, что все законы должны работать для всех без исключения. Поэтому в нашей инициативе предусмотрено, что штрафные баллы начисляются конкретному водителю, а не просто на автомобиль. Данные о баллах будут храниться в реестре административных правонарушений, который ведет МВД. Там четко указано, кому принадлежит удостоверение, какие нарушения зафиксированы, когда и сколько баллов начислено.
Что касается "мажоров" и машин с прикрытием – это отдельная задача для полиции и Минюста, чтобы реестры владельцев и водителей были полностью открыты и синхронизированы. Мы также поддерживаем расширение системы автоматической фиксации, потому что камера не смотрит кто за рулем, она просто фиксирует нарушения. И это честно.
- Когда планируете регистрировать этот законопроект?
- Текст законопроекта уже фактически готов, сейчас идет согласование с профильными министерствами и Нацполицией. Зарегистрировать его планируем в ближайшее время, чтобы уже на этой сессии Верховная Рада могла его рассмотреть в первом чтении.
Ехать под 70 км/ч в городе будет уже невозможно?
- Параллельно вы подготовили с коллегами и другую законодательную инициативу – законопроект 13314. Документ предусматривает внесение изменений в админкодекс. Ключевое, что будет наступать наказание за превышение скорости уже более чем на десять километров в час? Вырастут ли при этом размеры штрафов?
- Да, этот законопроект направлен на справедливую градацию наказания, чтобы штраф соответствовал степени опасности нарушения.
Сегодня штрафуют только за превышение на 20 км/ч и более, что фактически позволяет ехать 70 км/ч в городе без какой-либо ответственности. Но именно этот "разрешенный" люфт и приводит к наибольшему количеству смертей.
Поэтому мы предлагаем:
- за превышение более 10 км/ч – штраф 340 грн;
- более чем на 20 км/ч – 680 грн;
- более 30 км/ч – 1360 грн и так далее вплоть до 3400 грн за превышение более чем на 80 км/час.
То есть штраф растет постепенно в зависимости от риска. Это честная и европейская модель: кто не представляет опасности, тот платит меньше или вообще не платит, а кто сознательно лихачит, несет серьезную ответственность.
– Для реализации обеих инициатив, какие практические шаги нужно предпринять? Например, как будут фиксироваться нарушения/баллы – через камеры фиксации? Возникнет ли в связи с этим необходимость увеличения их количества на дорогах?
- Да, ключевую роль будет играть система автоматической фиксации нарушений. Все данные о зафиксированных нарушениях попадают в единый реестр и именно оттуда – в систему начисления штрафных баллов. Конечно, сеть камер должна расширяться, особенно на опасных участках, возле школ, пешеходных переходов, выездов из населенных пунктов и т.д.
Но не менее важна цифровизация процессов. Водитель сможет видеть свои баллы и штрафы через портал "Дия" или другие электронные сервисы. То есть вся система будет прозрачна: будет видно, когда, за что и сколько баллов начислено.
Цель не в том, чтобы наказывать, а в том, чтобы воспитать культуру безопасности на дороге.
Не все депутаты верят в успех инициативы с баллами
Уже после выхода статьи на сайте с нами связался народный депутат Максим Бужанский, который скептически высказался по поводу обсуждаемого предложения коллеги ввести балльную систему наказаний. По его мнению, соответствующий законопроект не то, что не будет принят Радой, но даже не будет рассматриваться в парламентском зале.
- Рада не будет вводить систему штрафных баллов для водителей, даже рассматривать этот вопрос не будет. Сколько бы законопроектов по этой теме не вносилось. Не беспокойтесь по этому поводу, – отметил народный избранник.
Стоит понимать, что это личное мнение депутата ВР, а решение все-таки будет приниматься в сессионном зале. Каким оно будет, наше издание сообщит дополнительно.

