Россия не будет выполнять решение Европейского суда по правам человека о выплате Грузии компенсации в связи с событиями 2008 года, сообщают 15 октября российские СМИ. Вердикт ЕСПЧ, обязывающий Россию выплатить Грузии 253 млн евро в связи с военными действиями в 2008 году, для России не является основополагающим, считают чиновники в Кремле.
Как сообщает Euractiv, Европейский суд по правам человека 14 октября обязал Россию выплатить Грузии по иску 2018 года более четверти миллиарда евро за препятствование свободному передвижению людей в грузинские регионы Абхазию и Южную Осетию, которые Москва признала независимыми после войны с Тбилиси в 2008 году.
Суд (ЕСПЧ) заявил, что Россия допустила нарушения, включая чрезмерное применение силы, жестокое обращение, незаконное задержание и незаконные ограничения повседневного передвижения через административную границу между территориями, контролируемыми Грузией, и поддерживаемыми Россией отколовшимися грузинскими регионами.
Южная Осетия и Абхазия по-прежнему находятся вне контроля грузинского государства и находятся под влиянием России.
Суд, базирующийся в Страсбурге, постановил, что Москва должна выплатить чуть более 253 миллионов евро за ущерб, нанесенный более чем 29 тысячам пострадавших.
Президент Владимир Путин в июне 2022 года подписал закон, по которому решения ЕСПЧ, вынесенные после 15 марта 2022 года, то есть после прекращения полномочий России в Совете Европы, не подлежат исполнению в России. Но хотя Россия вышла из состава ЕСПЧ в 2022 году после вторжения в Украину, суд заявил, что она остается ответственной за все нарушения, совершенные до этого момента.
Напомним, пока Россия проигрывает в Украине, появляется все больше признаков того, что Кремль выигрывает у Грузии, - говорится в исследовании аналитического центра Atlantic Council, исследующего международные отношения и проблемы международной безопасности. В частности, в 2023 году премьер-министр Грузии Гарибашвили вызвал волну заголовков в международной прессе, обвинив НАТО в российском вторжении в Украину. Это заявление заставило альянс отказать Гарибашвили в участии в летнем саммите. Комментарии Гарибашвили были противоречивыми, но не исключительными. Действительно, они отражали более широкий поворот грузинского правительства от евроатлантической интеграции в Кремль.