/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F53%2F3b6ef2aa2cfd8ba0a7b85820e5ad9d48.jpg)
Россияне превратили "Ниву" в бронемашину "Улан": в чем идея решения
На фронте появились российские мотовездеходы "Улан" и их модификация "Улан-2", спроектированные как простые и массовые транспортеры переднего края. По данным наблюдателей, первые машины появились не позднее августа, а первые потери зафиксированы 1 сентября.
Обозреватели "Милитарного" пишут, что российские военные за время войны научились быстро адаптироваться к изменениям тактики и условий. Одним из ключевых требований современного поля боя стало наличие массовых, дешевых и маневренных транспортных средств, способных работать в так называемой килл-зоне — полосе глубиной до 10-15 километров, простреливаемой артиллерией и беспилотниками.
Такая техника необходима для выполнения различных задач, в том числе для переброски пехоты и эвакуации раненых. И их часто приходится выполнять там, где традиционная бронетехника становится уязвимой. В то же время волонтерские поставки гражданских пикапов и самодельных "багги" на базе "Жигулей" проблему закрыть не могут — ни по объемам, ни по ресурсу.
От Desertcross к "Улану"
Чтобы частично решить проблему нехватку такой техники на рубеже 2023–2024 годов Минобороны РФ закупило около 2000 китайских мотовездеходов Aodes Desertcross 1000-3. Это гражданские трехместные машины, внешне похожие на гибрид гольф-кара и легкого "багги". Данные вездеходы быстро заполнили нишу оперативной доставки грузов и раненых, но вскоре возник вопрос импортозамещения.
Так появилась идея создать аналогичную технику на отечественной базе. В результате летом 2024 года на форуме "Армия-2024" был впервые показан мотовездеход "Улан", собранный преимущественно из узлов российского производства.
"Улан" построен на агрегатах "Нивы", включая передний и задний мосты, двигатель и трансмиссию.
- Двигатель: ВАЗ-21214, 1,7 л, 85 л.с.
- Крутящий момент: 129 Нм при 4000 об/мин
- Трансмиссия: механическая 5-ступенчатая
- Максимальная скорость: 85 км/ч
- Запас хода: до 320 км
- Снаряженная масса: 620 кг
- Грузоподъемность: 600 кг
Для сравнения, у китайского Desertcross двигатель меньше (1 л), но имеет такую же мощность — 87 л.с. при 5500 об/мин, с крутящим моментом 101 Нм и трансмиссией с вариатором. Но главное слабое место российского "клона" — дорожный просвет 180 мм, что значительно хуже, чем у Desertcross (310 мм). Для машины, предназначенной для движения по разбитым позициям и воронкам, это критично.
Еще одна особенность — машина может перевозить до двух раненых на носилках, хотя для этого приходится фиксировать задний борт в откинутом положении, иначе носилки не помещаются. Также предусмотрены крепления для двух пулеметов "Печенег" и даже вывод питания для станции РЭБ малой мощности.
Первые "Уланы" были замечены на фронте уже в августе 2025 года. А по состоянию на середину октября, по данным визуальной базы Oryx, зафиксировано не менее 13 уничтоженных машин этого типа.
В октябре появились сообщения о новой версии — "Улан-2", созданной на базе полноприводного шасси "Соболь". Машина концептуально схожа с первой моделью, но крупнее и предназначена, вероятно, для перевозки большего количества груза или бойцов.
Пока что информации о комплектации нет, но уже подтверждена первая потеря "Улана-2" на южном участке фронта.
