Большинство стран НАТО в среду, 15 октября, заявили, что готовы выделить средства на программу, инициированную президентом США Дональдом Трампом, которая предусматривает использование денег союзников для закупки американского оружия Украине. Но остальные страны Альянса, которые пока не присоединились к инициативе, оказались под давлением, сообщает Politico.
В июле президент США объявил, что Вашингтон готов предоставить Украине оружие, при условии, что союзники по НАТО будут платить за это вооружение в рамках программы PURL (Prioritized Ukraine Requirements List).
Дания, Норвегия, Швеция, Канада, Германия и Нидерланды пообещали выделить $2 миллиарда в рамках четырех отдельных пакетов PURL. В среду, 15 октября, Эстония, Латвия, Литва, Словения и Финляндия, среди прочих, выразили готовность окончательно согласовать пятый пакет, рассказали изданию дипломаты НАТО.
"Благодаря финансированию от союзников мы предоставляем Украине критически важное американское оборудование. И сегодня мы услышали от одного союзника за другим о новых взносах", — сказал генсек НАТО Марк Рютте во время встречи министров обороны стран Альянса в Брюсселе.
Но такое усиление поддержки инициативы PURL также ставит союзников, которые не сделали взносов, таких как Великобритания и Франция, во все более "трудное положение".
В целом 20 союзников по НАТО уже пообещали поддержку этой программе, сказал Politico министр обороны Швеции Пол Йонсон.
"Однако сейчас существуют ожидания, что распределение бремени должно быть справедливым, и те, кто еще не взял на себя обязательств, должны это сделать. Полагаться исключительно на имеющиеся страны-доноры для получения дополнительных средств не является устойчивым решением в долгосрочной перспективе", — добавил он.
"Справедливое распределение бремени — это то, чего мы все ждали, и, как уже неоднократно отмечалось, помощь Украине сегодня является гарантией безопасности и для нас", — сказал министр обороны Эстонии Ханно Певкур.
Министр обороны США Пит Хегсет ранее скептически относился к американской военной помощи Украине, отражая позицию Трампа, но на встрече в Брюсселе он высоко оценил программу PURL, сказав союзникам, что "дальнейшие инвестиции и лидерство являются критически важными" для оборонной поддержки Украины и прекращения войны.
PURL предусматривает непосредственное изъятие оружия со складов США и использование европейских средств для его замены, сказал один из представителей американского Министерства обороны, а также заключение контрактов на поставку другого оружия и оборудования в будущем.
Вашингтон требует большего.
"Сегодня мы ожидаем, что больше стран предоставят еще большую помощь, что они приобретут еще больше для Украины, чтобы привести этот конфликт к мирному завершению", — сказал Хегсет.
"PURL является устойчивым только в том случае, если страны действительно оказывают поддержку. Поэтому, для [этих] стран: пусть ваши слова подкрепляются действиями", — добавил высокопоставленный дипломат НАТО.
Давление уже дает свои результаты. Испания, которая вызвала возмущение среди союзников, отказавшись поддержать увеличение расходов на оборону на саммите лидеров стран НАТО в июне, теперь оставила открытой возможность присоединения к PURL.
"Испания всегда будет частью решения проблем", — сказала министр обороны страны Маргарита Роблес.
Для некоторых стран, таких как Британия, проблема может быть "бюджетной", учитывая ее широкую военную помощь Украине, говорит аналитик RUSI Эд Арнольд. Для других, таких как Франция, добавил он, это, вероятно, политический вопрос, учитывая "историческое нежелание" страны тратить деньги на американское оборудование.
Поиск новых источников финансирования для Украины стал насущным вопросом. В июле и августе военная помощь Киеву сократилась, а США заявили, что больше не будут финансировать поставки оружия. Европейским союзникам пришлось искать новые методы финансирования помощи Украине.
Прилагаются усилия, чтобы исправить эту ситуацию, в частности, обсуждается возможность использования замороженных российских активов для покупки вооружения — такие союзники, как Великобритания, Эстония и Швеция, поддерживают этот подход. Страны ЕС обсуждают возможность использования российских активов для финансирования репарационного кредита Украине на 140 млрд евро — этот вопрос будет рассматриваться на саммите лидеров ЕС на следующей неделе.