/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F9%2F01de408c00c382e4b5cb68385bd82b47.jpg)
"Онур" против государства: как дорожные миллиарды превратились в череду антикоррупционных расследований и судебных тяжб
Специализированная антикоррупционная прокуратура Украины сообщила, что совместно с НАБУ продолжает расследовать два уголовных производства, касающихся возможных коррупционных действий должностных лиц «Укравтодора» и турецкой компании «Онур Тааххут Ташимаджылык Иншаат Тиджарет ве Санаи Аноним Ширкети». Об этом пишет "Наші гроші".
Речь идёт о вероятных хищениях бюджетных средств при ремонте трассы М-05 Киев–Одесса по контрактам, которые «Онур» получал в разные годы. Эта информация была предоставлена в ответ на запрос Совета по обеспечению прозрачности и подотчетности при Государственном агентстве восстановления и развития инфраструктуры. Примечательно, что по одному из контрактов, фигурирующих в расследовании, компания «Онур» в настоящее время требует через суд взыскать с государства 1 миллиард гривен. Заседание по этому делу назначено на 23 сентября 2025 года.
Подделка тендера в интересах «Онуру»
В рамках дела № 42014000000000869 следователи проверяют возможные противоправные действия представителей «Укравтодора», «Укрдоринвеста» и компании «Онур Тааххут» во время тендера 2020 года на ремонт участков трассы Киев–Одесса. Проект финансировался ЕБРР и ЕИБ, а сумма торгов превышала 170 млн евро.
Закупка проводилась не через систему «Прозорро», а по европейским процедурам. Это дало возможность организаторам из «Укрдоринвеста» манипулировать бумажными предложениями участников. В итоге победу получил «Онур», опередив другого крупного игрока — «Автомагистраль-Юг». Когда европейские банки узнали о нарушениях, они приостановили финансирование, а НАБУ начало уголовное расследование.
Несмотря на прекращение европейского финансирования, «Онур» продолжил работы на свой риск и позже обратился в суд с требованием выплатить 347 млн грн из государственного бюджета. Суд первой инстанции удовлетворил иск, и в конце 2021 года тогдашнее руководство «Укравтодора» добровольно перечислило средства, не подав апелляцию.
После начала войны компания увеличила сумму своих требований и в 2024 году выиграла новое дело о взыскании 1,09 млрд грн уже с Госагентства восстановления (преемника «Укравтодора»). Однако нынешнее руководство агентства решило оспорить решение и в марте 2025 года выиграло апелляцию. Теперь дело рассматривается в кассационной инстанции.
Дело о взятках главе «Укравтодора»
Второе расследование, № 52019000000000809, связано с коррупцией бывшего главы «Укравтодора» Славомира Новака, руководившего ведомством в 2016–2019 годах. Его задержали в Польше в 2020 году. В тот же период НАБУ арестовало владельца компании «Альтком» Александра Тисленко, которого подозревают в передаче Новаку более 600 000 долларов США за продление контракта на ремонт участков трассы М-05, финансируемого за счет кредита ЕБРР. Сейчас дело Тисленко рассматривается Высшим антикоррупционным судом.
В рамках того же расследования обыски проводились и у компании «Онур», также задействованной в ремонте М-05. Тогда были опубликованы фотографии из офиса координатора «Onur Group Ukraine» Эмре Караахметоглу. Однако под руководством прокурора Тараса Щербая дело против «Онуру» не получило дальнейшего развития — в отличие от расследования в отношении Тисленко. Более того, эпизод по тендеру ЕБРР, курируемый тем же прокурором, пытались передать из НАБУ в полицию. В сентябре 2025 года Щербай был назначен первым заместителем главы Бюро экономической безопасности Украины, отвечающим за международное сотрудничество и координацию расследований.
Ранее "Знай" писал как бизнесмен Василий Кинев, фигурант трёх коррупционных дел, получил подряд на 7 миллионов гривен.
Также сообщали про чеченскую схему на миллионы: как "распилили" 24,45 млн грн.
Кроме того, рассказывали, что компания с российским следом пытается вернуть активы ликвидированных банков в Украине.

