Россия тайно использовала подставные компании для закупки западных технологий и создания сети наблюдения в Арктике,где работают ее подводные лодки с ядерными ракетами, говорится в расследовании с участием газеты The Washington Post.
К созданию проекта под названием "Секреты России" были привлечены ряд европейских медиа. Они ссылаются на финансовые записи, судебные документы и сообщения западных служб безопасности. Согласно им Россия защищает свой флот атомных подводных лодок в Арктике с помощью системы подводного наблюдения, построенной с использованием высокотехнологичного оборудования, приобретенного у американских и европейских компаний через секретную сеть закупок.
Скрывая свою роль в транзакциях через ряд подставных компаний, Россия смогла получить чувствительные гидролокационные системы, подводный беспилотник, способный работать на глубине до 3000 метров, сложные подводные антенны и флот кораблей, которые выдавали себя за коммерческие или исследовательские суда, выполняя задачи по установке для российских военных, согласно официальным лицам и документам.
Согласно протоколам немецкого суда, а также данным американских и западных чиновников и экспертов служб безопасности, все они были неотъемлемой частью секретного многолетнего проекта по созданию невидимой сети наблюдения в Баренцевом море и других водах Арктики, где действуют российские подводные лодки, несущие межконтинентальные баллистические ракеты.
Система наблюдения под названием "Гармония" опирается на созвездие датчиков морского дна для обнаружения американских подводных лодок, заходящих в российские военно-морские "бастионы", препятствуя попыткам Запада отследить или, в случае войны, уничтожить российские подводные лодки, которые существуют для того, чтобы Россия могла нанести ядерный удар, даже если ее наземные ракетные шахты будут выведены из строя, утверждают военно-морские эксперты.
Результаты исследования показывают, как России годами удавалось маневрировать в обход западных санкций и экспортного контроля, чтобы укрепить один из столпов своей ядерной стратегии.
Неспособность западных правительств и компаний предотвратить приобретение Россией таких чувствительных морских технологий подорвала безопасность Соединенных Штатов и их союзников по НАТО, утверждают эксперты, а также нынешние и бывшие военно-морские чиновники.
"Мнимое превосходство американского атомного подводного флота в течение десятилетий рассматривалось как стратегическое преимущество над Россией. Но Россия стремилась сократить этот пробел, объявив о новом классе ударных подводных лодок и укрепив оборону вокруг баз Северного флота", - отмечает издание.
В центре закупочной сети "Гармония" находилась компания Mostrello Commercial Ltd., штаб-квартира которой находилась на Кипре, являющемся частью Европейского Союза, но служила прикрытием для российского военно-промышленного комплекса, и осуществляла закупки конфиденциального оборудования на десятки миллионов долларов, согласно судебным протоколам и другим документам.
Роль Mostrello как российского прикрытия разоблачили во время судебного процесса в Германии в прошлом году над гражданином России, которого осудили за координацию закупок для кипрской компании с нарушением немецкого торгового законодательства. По словам американских чиновников, ЦРУ предупреждало Германию о плане России по поставкам в 2021 году.
В прошлом году Министерство финансов США объявило о санкциях против Mostrello и других компаний, связанных с российским правительством или военными. Впоследствии нидерландские журналисты решили посетить офис компании и обнаружили его в состоянии, как будто отчеты съезжали очень срочно.
В документах, которые изучали журналисты, работавшие над материалом, прослеживаются транзакции Mostrello, охватывающие десятилетия и касающиеся компаний из Соединенных Штатов, Великобритании, Норвегии, Швеции, Италии и других стран-членов НАТО. В ответ на запросы прессы представители многих из этих компаний заявили, что они сознательно не нарушали никаких законов или экспортных ограничений и получили от Mostrello заверения, что покупки осуществлялись для гражданских или коммерческих целей.
Однако в документах, на самом деле, иногда встречались признаки причастности России. Так, контракт, определяющий продажу в 2015 году гидролокационных систем, изготовленных компанией EdgeTech из Массачусетса, содержит страницы терминов на русском языке и указывает на то, что Mostrello планировала сдать оборудование в аренду компании со штаб-квартирой в Москве.
Ряд западных компаний прекратили свои продажи Mostrello только после четких предупреждений от служб безопасности. В прошлом году норвежский оборонный подрядчик Kongsberg Gruppen готовился продать Mostrello "высокоскоростную акустическую систему позиционирования", но норвежская служба внутренней безопасности заблокировала сделку.
Директор разведывательной службы Норвегии, вице-адмирал Нильс Стенсонес, в ответ на вопрос о "Гармонии" заявил, что Россия работала над созданием "сложных сетей закупок с легитимными европейскими компаниями в качестве контактных лиц", опираясь на практику, которая "скрывает части цепи поставок и маскирует российского конечного потребителя".
Разведывательные службы США и их союзников следили за усилиями России по созданию комплекса "Гамония" в течение последнего десятилетия, но ключевые детали, включая расположение ее гидролокаторов, считаются засекреченными и не разглашались публично.
Журналисты отмечают, что отслеживание передвижения кораблей, полученных системой Mostrello, дает подсказки относительно границ системы наблюдения, которая образует полукруглый барьер от Мурманска на восток до Новой Земли, а затем на север до Земли Франца-Иосифа, российского архипелага в Северном Ледовитом океане. Северный флот России, а также ее основные базы подводных лодок и бастионы расположены за этой границей. Любая западная подводная лодка, пересекающая эту границу, рискует быть обнаруженной.
Эти датчики также помогут командирам российских подводных лодок определить, следят ли за их судами, а затем прибегнуть к маневрам уклонения.
Согласно данным, Mostrello приобрела гидролокаторы, которые можно устанавливать на корпусах судов для картографирования морского дна, что позволило экипажам устанавливать датчики и маяки "Гармонии".
Компания также приобрела сотни миль волоконно-оптического кабеля западного производства и подводные антенны, которые, по словам экспертов, можно использовать для передачи сигналов от датчиков, которые ищут подводные лодки США, к наземным станциям, собирающим и анализирующим данные наблюдения.
Компоненты, заказанные Mostrello, часто сначала доставлялись по адресам в Германии, что уменьшило проверку со стороны поставщиков.
"Все шло в Нюрнберг", — сказал председатель правления R2Sonic, техасской компании, которая продавала гидролокационные системы Mostrello в 2015 и 2017 годах Йенс Стинструп. По его словам, Mostrello заявила, что закупает оборудование "для кабельных исследований в Балтийском регионе", и добавил, что "все выглядело законно".
В рамках этого дела немецкие власти описали Mostrello как прикрытие для московской компании "Управление перспективных технологий". Архивные страницы веб-сайта этой компании свидетельствуют о том, что в течение последних двух десятилетий она работала с российскими службами безопасности и военными, включая ФСБ, внутреннюю разведывательную службу России, и СВР.
В то же время офис Mostrello на Кипре имел интересного соседа - украинскую газовую компанию Burisma. Последняя была втянута в вашингтонские политические интриги, которые завершились первым процессом импичмента Трампа после его попыток давить на Украину, чтобы она начала расследование, которое могло бы нанести политический ущерб Джо Байдену.
Над расследованием "Русские тайны" работали Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ), немецкий Norddeutscher Rundrunk (NDR) и голландский журнал Pointer. В исследовании принимали участие журналисты Le Monde (Франция), L'Espresso (Италия), ICIJ (Вашингтон, округ Колумбия), Kyodo (Япония), NRK (Норвегия), Pointer (Нидерланды), SVT (Швеция), The Times (Великобритания), WDR и Suddeutsche Zeitung (Германия), а также The Washington Post. Исследование проводилось под руководством NDR.