Владимир Цыбулько. Лучше нанимать наемников на войну, чем терять украинцев!
В последнее время в Украине активно обсуждается критическая проблема дефицита рабочей силы, которая значительно обострилась из-за полномасштабной войны, мобилизации и массовой миграции женщин и детей за границу. По оценкам различных экспертов, страна потеряла миллионы трудоспособных граждан. В этом контексте бизнес-омбудсмен Роман Ващук недавно вызвал резонанс, заявив, что каждый украинец, который уезжает, освобождает рабочее место для потенциального иностранца. Он подчеркнул, что для квалифицированных работников из многих стран жизнь и работа в Украине были бы значительным «апгрейдом». Эта позиция вызвала возмущение в обществе, поскольку она выглядит циничной на фоне человеческих потерь и игнорирует вопрос сохранения украинского генофонда.
Интернет-издание From-UA попросило прокомментировать эту деликатную информацию и оценить возможные риски для украинского общества Владимира Цыбулько, украинского политического эксперта, писателя и политика:
— Если отбросить цинизм, то такая ситуация ждала бы нас в любом случае — была бы война или не была бы. Просто сейчас мир борется за квалифицированную рабочую силу, и если мы сможем переманить специалистов, например, из Индии, это будет хорошо, ведь даже простых каменщиков сегодня не хватает. Но по крайней мере строительные работы — это работа «с улицы», а вот инженеров не хватает особенно сильно.
Второе. Правильнее было бы нанимать больше наемников на войну, чем терять жизни наших украинцев. Ведь отдавать жизни украинцев только для того, чтобы Украину потом заполонили наемные работники из других стран, — не выглядит рациональной стратегией. Рациональным подходом должна быть максимальная политика сохранения жизни украинцев.
По моему мнению, у власти сейчас какой-то странный стиль поведения — создается впечатление, что чем больше сбегут или погибнут, тем проще будет и работодателям, и самой власти договариваться с ними. К сожалению, ситуация сложная. Мир сегодня реально борется за рабочие руки. Вот, например, узбеки массово работают в Южной Корее. А Турция буквально на днях заявила, что представители тюркских народов и тюркских государств могут спокойно приезжать и будут иметь шанс на равную с турками жизнь в Турции.
То есть даже Турция, которая, казалось бы, полнокровная, имеет много молодежи, где хорошие полные семьи, — и там все равно существует дефицит рабочих рук, прежде всего квалифицированных.
— Сейчас в Европе такая ситуация, что в той же Франции, Испании, Германии коренного населения очень мало, там в большинстве африканцы, индусы, сирийцы. Это же и угроза, потому что они несут в себе криминальную опасность, неадекватно себя ведут.
— Дело в том, что в той же Германии есть прекрасный пример социализации турок. Турки восстанавливали Германию, но они социализировались, и уже турецкие семьи в четвертом поколении живут фактически на две страны — на Турцию они тоже живут. Они граждане Германии, но в то же время голосуют и на турецких выборах.
Другой, худший пример социализации — это сирийцы, иранцы, иракцы, которые массово бежали в Европу из-за сирийской войны. Они там не социализировались, даже в Германии этот процесс происходит слабо. Еще один провальный пример — Франция. Люди из бывших французских колоний в большом количестве приехали туда, но социализировались очень слабо. Они фактически живут в статусе людей «третьего сорта» уже несколько поколений подряд. Они плохо учатся, имеют ограниченные возможности. Есть, конечно, отдельные примеры блестящих карьер, но в целом все те погромы и пожары во Франции — это, в основном, дело рук детей из пригородных зон, то есть детей мигрантов, которые недовольны своей жизнью.
В Украине, кстати, есть очень хороший пример социализации — это большая азербайджанская община. Мусульмане в Украине не агрессивны, они полностью социализированы. Ислам в нашей стране является партнером общества и ведет себя очень цивилизованно, в отличие от некоторых других государств.
Поэтому в этом нет угрозы, ведь у нас есть собственные мусульманские общины — крымские татары, азербайджанская диаспора, которая достаточно велика. Также в Украине проживают иранцы, афганцы, и они хорошо интегрированы. Украина, в целом, умеет социализировать приезжих.
Но главное — ущерб, конечно, нанесен украинскому этносу. Хотя, надо сказать, что хорошо социализированные представители разных этносов защищают Украину наравне с украинцами. Напомню, что среди национальных меньшинств больше всего погибло азербайджанцев, затем грузин. Грузины — это же не только местные, но и легионеры, приехавшие из Грузии. Воюют и местные грузины, и евреи, и крымские татары. Все они — часть украинского народа, который сегодня борется за общее будущее.
