/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F63%2Fbab3aac7e10873a36c9a5af8b518e45f.jpg)
ТЦК не может подходить к гражданам в балаклавах и без полиции: нардепка объяснила, как сломать хребет "бусификации"
Недобора по мобилизации нет, однако на фронте критическая ситуация
В вопросах "бусификации" общество часто оглядывается на власть, которая будто создала условия, когда за забором ТЦК не действуют законы. Впрочем, по словам нардепки от фракции "Европейская солидарность", члена комитета по нацбезопасности и обороне Ирины Фриз, вопрос не в законах, а в порядке их выполнения.
Почему работники ТЦК не могут ходить в балаклавах, когда будут введены четкие сроки службы и что будет с бронированием и отсрочками с 1 ноября? На все эти вопросы народная депутат ответила в блиц-интервью изданию "Телеграф".
"Не нужно требовать от ТЦК невозможного"
- Сейчас снова актуализировалась тема, так называемой, "бусификации". На комитете по нацбезопасности и обороне рассматриваются законодательные механизмы, чтобы искоренить это явление? Или на четвертом году полномасштабной войны государство в принципе не может действовать никак иначе, кроме как такими жесткими методами?
– Я категорически отрицаю формат "бусификации" как единственно возможный для того, чтобы поднять показатели мобилизации. Считаю его вредным и создающим угрозы для самой мобилизации.
Нужно ли еще что-то дополнительно урегулировать на законодательном уровне? По большому счету, если бы была неотвратимость наказания за нарушение прав гражданина (или представителя ТЦК), тогда бы мы с вами не имели этого каскада видео с "бусификацией". Поэтому нужно ли еще что-нибудь дополнительно урегулировать? Следует прекратить "крышевание" друг друга, среди правоохранительных органов, в вопросах "бусификации". Нужно не требовать от ТЦК невозможного, а применять на уровне государства совсем другие механизмы, способствующие улучшению мобилизации.
– Например?
– В первую очередь, мотивационный пакет, чтобы люди, военнообязанные, не убегали и не пугались ТЦК, а шли и самостоятельно записывались в ряды ВСУ. И в этом контексте нужно также изменять и информационную политику, которая должна пропагандировать как необходимый, достойный поступок каждого гражданина – защиту Родины. Мобилизация по принуждению будет всегда завершаться "бусификацией". И все же неотвратимость наказания – первое, что могло бы способствовать снижению количества случаев "бусификации".
Граждане должны знать свои права. Не может к ним подходить человек в военной форме и, к примеру, в балаклаве. Потому что запрещено представителям ТЦК иметь балаклавы. Представителям ТЦК запрещено без сопровождения полиции, без бодикамер подходить к гражданам. Но почему-то эти бодикамеры до сих пор используются не в полном объеме. А это бы помогло и доказывать, когда очень часто тот или иной случай "бусификации" фейковый и широко масштабируется [врагом].
Есть ли провал по мобилизации
– Что касается показателей мобилизации. Конечно, не прошу назвать конкретные цифры, но расскажите, какая ситуация вообще? План выполняется, есть ли критический недобор?
– Критического недобора по показателям мобилизации нет. У нас есть обострение на линии боевого столкновения, сопровождающееся количеством тех, кто может быть ранен и, соответственно, выбывает на лечение, а также количеством без вести пропавших. Именно поэтому тот показатель, который был, условно в 2024 году, в 2025 году плюс-минус сохраняется (по разным данным около 30 тысяч человек в месяц, — Ред. ). Но мы видим, что ситуация на фронте ухудшается. Враг научился масштабировать средства поражения в таком количестве, в котором очень тяжело его сдерживать. Поэтому в данном контексте, я думаю, следует полагаться не столько на показатели мобилизации, сколько на обеспечение сил обороны всем необходимым.
Когда будут сроки службы
– Внедрение четких сроков службы. Много об этом говорят, и уже не первый год. Мы в этом направлении вообще хоть как-то двигаемся?
– Мы на этом направлении, к сожалению, остановились. И остановила это власть. Было потеряно то время, которое могло бы этот вопрос урегулировать. И потеряно совершенно бездарно с подачи власти. При условии введения сроков службы с конца 2024 года (а мы в "ЕС" предлагали 36 месяцев службы, из которых 18 под боевыми распоряжениями), то как член комитета по Нацбезопасности, владеющий цифрами, и количество военных, которое по такому механизму могло бы получить право на увольнение, это не ухудшило бы нашу обороноспособность. Более того, мы могли бы до февраля 2025 года подготовить необходимое количество резерва, которое бы стало на замещение. К сожалению, власти принципиально заблокировали этот вопрос. А это совершенно ложный подход. Украинцев не столько пугает "бусификация", мобилизация ТЦК, сколько неопределенность. И эта неопределенность состоит в отсутствии четких сроков службы.
Зарплаты военным
– В первом чтении был принят бюджет 2026 года. Там есть повышение зарплат для военных? На это есть ресурсы?
– Если ресурсы не разбазаривать на марафоны, кэшбеки и дорожный фонд, а направить весь необходимый доход для обеспечения наших защитников и защитниц, такой ресурс есть.
Но сейчас, бюджет, который мы получили от правительства, катастрофически рискован для нашей обороноспособности. Ключевое министерство – Минобороны, не просто недофинансировано, а на 2026 год заложены цифры его финансирования даже меньше, чем те, которые были в 2025 году. То есть, это единственное министерство из всех основных, которое на 2026 год получило меньшее финансирование, чем имело в текущем году. И это абсолютно неадекватное и безответственное поведение со стороны власти. Враг не изменил своих стратегических и тактических целей и попытается их достичь. А недофинансирование наших сил обороны является риском для государства.
– Ваши коллеги из комитета говорят, что можем поднять зарплаты военным за счет помощи западных партнеров, которая будет привлекаться из замороженных российских активов. Это вообще реальный ресурс? На него следует рассчитывать?
– Увеличивать финансирование денежного довольствия своим защитникам нужно за счет собственных способностей, на которые ты сто процентов можешь рассчитывать. Делить шкуру неубитого медведя – это ложная практика, потому что это может быть, а может и не быть. Уже сегодня власти и парламент должны показать, что в бюджете на 2026 год будет заложено больше денежного довольствия для военнослужащих, потому что заработная плата военнослужащего не имела индексации с коэффициентом на инфляцию. Поднимают зарплаты всем из социальной сферы. Я не говорю, что это делать не нужно. Но на этом фоне не поднимать заработную плату военнослужащим является преступлением. Еще раз подчеркиваю: если бы не разбазаривали бюджетные средства на кэшбеки, дорожные фонды, то возможность поднять денежное довольствие военнослужащим уже в следующем году существует.
– Но я так понимаю, что никто не собирается отменять ни телемарафон, ни расходы на дорожный фонд?
– Нет. Но были внесены соответствующие поправки [в бюджет]. К сожалению, практически все правки "ЕС" были отвергнуты. Будем сейчас ждать, до чего дойдет правительство во втором чтении с этим проектом бюджета. И дальше уже будем определяться, стоит ли он внимания и заслуживает ли поддержку.
Бронирование по-новому
– По оценкам ваших коллег, около полутора миллионов мужчин находятся в розыске ТЦК. Ну, если, в самом деле, полтора миллиона, столько же не нужно армии. Действительно ли эти цифры корректны? И если да, то чем это вообще грозит?
– Не знаю, кто озвучивал эти цифры, но, по большому счету, подобные объемы [розыска ТЦК] вытекли после того, как были слиты реестры. Соответственно, Министерство обороны в базе "Оберег" видит то количество людей, которое не обновило свои военно-учетные данные. Чем нарушили закон о военном учете и должны нести административную ответственность. В случае, если по такому количеству людей уже зафиксировано нарушение закона о мобилизации, то это уже уголовная ответственность. Но я не думаю, что это именно такие объемы.
– С 1 ноября меняются подходы к бронированию и отсрочкам. Теперь ТЦК этим не будет заниматься, все будет все через "Резерв+" и ЦНАПы. Это качественный, эффективный шаг? Могут ли возникнуть проблемы?
– Могут возникнуть проблемы, если персонал, занимающийся администрированием соответствующих отсрочок, будет неподготовлен или недостаточно профессионален.
Но нужно ли таким образом забирать от ТЦК бронирование и отсрочку? Да, нужно. Я являюсь сторонником того, чтобы ТЦК было выведено из военного управления. Чтобы это было исключительно в гражданских администрациях. Если бы гражданские занимались реальным оповещением и вопросами мобилизации гражданских, то это не имело бы того негатива, который, к сожалению, ложится сегодня на военных. А военные должны приезжать в учебные центры и там уже отбирать тех, кто пригоден физически и технически для службы в ВСУ.
Мы видели, что ТЦК не справляется. Я о километровых очередях в городах-миллионниках, когда люди должны были в определенный срок уложиться для того, чтобы оформить себе отсрочку. Это свидетельствует о том, что ТЦК не в состоянии такое количество людей пропускать через себя. Нужно это было делать гораздо раньше. Тогда бы мы избежали общественного недовольства, и имели бы меньшую нагрузку на ТЦК, они ведь там тоже не резиновые. В перспективе это будет верным решением. Посмотрим на его результативность.

