Директор БФ «Помогаем» Марина Передерий: Находим бесплатное жилье эвакуированным и с детьми, и с животными
Директор БФ «Помогаем» Марина Передерий: Находим бесплатное жилье эвакуированным и с детьми, и с животными

Директор БФ «Помогаем» Марина Передерий: Находим бесплатное жилье эвакуированным и с детьми, и с животными

Родители с девочкой-подростком и бабушка. Не уехали. Снаряд на глазах у девочки убил родителей и оторвал бабушке ноги. От шока ребенок убежал, прятался по подвалам, судьба его неизвестна… Это одна из трех трудных историй, которые изложила в фейсбуке директор благотворительного фонда «Помогаем» Марина Передерий, чтобы призвать к пониманию: жизнь - это самая высокая ценность, нельзя подвергать риску ни свою, ни жизнь своих родных, оставаясь под обстрелами. Что удерживает украинцев в зоне боевых действий, что ожидает их после эвакуации, на кого могут положиться эвакуированные - Марина рассказала Коротко про.

Что держит в зоне риска

- Марина, вы написали также о пожилой женщине, которая сутки умирала под завалами квартиры, о бизнесмене, чудом вырвавшемся из когтей смерти, бросив все. Но таких историй на самом деле больше?

– Да, на самом деле их больше, только не все попадают в наше информационное поле. Люди, занимающиеся эвакуацией, точно знают, как опасно рисковать жизнью. Они и сами рискуют, когда спасают украинцев из-под бомб и артобстрелов, гибнут ради этого или попадают в плен. Поэтому я и напоминала об ограниченном ресурсе, о том, что оттягивать эвакуацию нельзя, потому что завтра уже никто не сможет вывезти.

– Вы писали, что сами имели опыт эвакуации.

– Это было летом 2014 года. Тогда я проживала с семьей в Донецке, в конце июля родила ребенка. Из оккупированного города мы уехали, когда сыну исполнилось шесть дней. Мчались под перекрестным огнем, пропускных блокпостов тогда еще не было. Взяли с собой только летние вещи, потому что, как и многие тысячи украинцев, надеялись, что это продлится несколько месяцев. Но…

Год мы провели у родственников в Кривом Роге, потом переехали в Николаев, где муж нашел работу, а затем по тем же соображениям работы приехали в Днепр, где до сих пор живем и работаем.

Решение об эвакуации мы приняли буквально за сутки. Я лично занималась безопасностью новорожденного ребенка. Жить в постоянном напряжении, постоянном стрессе, постоянном страхе за сына просто не могла. Жизнь – это самое ценное, что может быть в этом мире, и я все время прошу всех об этом помнить.

– А все-таки что-то держит людей в зоне риска…

– Первое – это жилье. Второе – это пожилые родители, дедушки, бабушки, нуждающиеся в дополнительном уходе. А дальше - имущество, земля, домашние животные, сельскохозяйственный транспорт, отсутствие средств, отсутствие родных в условно безопасных регионах, которые готовы были бы принять к себе. Страх перед тем, что не сможешь на чужом месте найти жилье и работу. Потому что не у всех есть запас, на который можно рассчитывать определенное время. Мы держались на запасе первый год эвакуации. И когда такая «подушка безопасности» сдувается, многое зависит от того, какие у тебя есть связи, возможности, какие силы и многое еще, чтобы интегрироваться в среду, где ты находишься.

Семьи с младенцами снабжаются детским питанием. Фото: предоставлено Мариной Передерий

Условия для людей и животных

– Что посоветуете, чтобы помочь жителям прифронтовой местности преодолеть страх перед эвакуацией?

– В августе этого года вместе с областным советом Днепропетровской области мы открыли транзитный центр в селе Волосское Новоалександровской общины. Это уже третий, как мы называем, хаб, где оказывают поддержку эвакуированным. Первый был открыт в 2014 году и действовал два с половиной месяца. Второй хаб развернули в 2022 году, он работал полтора года и пропустил через себя около 4000 человек. Формально пребывание было рассчитано на три дня, но при необходимости эвакуированные оставались и дольше, пока решался их дальнейший путь. Я тогда работала оператором на горячей линии по эвакуации, звонки принимали круглосуточно.

В третий раз центр открыли на фундаменте уже приобретенного опыта. Прежде всего, постарались сделать все, чтобы людям было комфортно, то есть, чтобы были достойно обеспечены все базовые потребности. Сразу скажу, что это не только наша заслуга, потому что имеем огромную поддержку международных и национальных партнеров. В «Волосском» люди могут отдохнуть, при необходимости стабилизировать свое состояние с помощью психологов. Есть врач, медицинские бригады, юридическое сопровождение, горячее питание. Есть работники, регистрирующие на денежную помощь. И в первую очередь ищем для переселенцев жилье. Для семей с детьми, для маломобильных людей – чтобы были варианты.

– С животными принимаете?

- Да, для животных у нас также созданы условия - есть переноски, есть корм, вольеры для больших собак. Мы помним, как болезнен был этот вопрос в 2022 году, когда мало кого хотели эвакуировать с домашними любимцами.

Инклюзия тоже учтена. Есть пандусы, есть с первого на второй этаж лифт, есть службы, обеспечивающие интересы людей с индивидуальными потребностями, уход за пожилыми одинокими людьми. От Новоалександровской общины работает мобильный центр предоставления административных услуг, в котором прямо на месте можно сделать справку внутренне перемещенного лица.

Я не хвастаюсь, я уверена, что всего этого недостаточно, есть куда дальше работать и улучшать все эти услуги. Но когда людей зовут в эвакуацию и рассказывают о нашем центре, они понимают, что их не вывезут просто так и не оставят где-нибудь посреди поля.

Для домашних питомцев тоже создают условия. Фото: предоставлено Мариной Передерий

Люди хотят быть ближе к своему брошенному дому

– Вы сказали о поиске жилья для эвакуированных. Речь идет об аренде или бесплатных помещениях, по крайней мере, на первое время?

- Речь идет о бесплатном жилье.

– А обратную связь со своими временными подопечными поддерживаете? Они действительно устроены?

- Обязательно поддерживаем, потому что нам важно знать, что происходит с этими людьми. С 23 августа через наш транзитный центр прошли почти 4500 человек. В первую очередь из прифронтовых населенных пунктов Днепропетровской области, но были и из Донецкого направления, из Запорожского, несколько человек из Харьковского.

Подавляющее большинство – почти 70% - расселились на Днепропетровщине, чтобы быть поближе к своему дому. Люди не хотят ехать далеко, хотят устраиваться, как говорится, немного ближе. Надеются, что, может дом уцелеет, а может, скоро все завершится, а может, скоро свои вещи смогут вывезти или кого-то, кто остался, навестить. Переезд ментально легче воспринимается, когда недалеко. Люди в большинстве своем верят, что вернутся.

Кроме Днепропетровской люди уехали в Полтавскую, Черкасскую, Кировоградскую, Киевскую, Винницкую, Львовскую области. Но это незначительный процент. Речь идет, мы напоминаем, о бесплатном жилье.

Но хочу отметить, что наш центр в 2022 году и сейчас отличается. Процентов 70 самостоятельных переселенцев обращаются к нам за денежной помощью, потому что уже нашли где жить. Остальные – это централизованная эвакуация силами полиции, ГСЧС, различных волонтерских и благотворительных организаций. Это более уязвимая категория, и именно на услугах для людей мы сосредотачиваем основные усилия.

– Ваш фонд занимается непосредственно эвакуацией? Видела, что в команде есть водители и есть автобусы.

– Непосредственно перевозками мы занимались в 2022 году, сейчас больше направлены на оказание гуманитарной и денежной помощи. Но в случае необходимости предоставляем транспорт, логистические услуги. В частности, общины обращаются к нам за помощью по вывозу имущества из релоцированных государственных учреждений. И мы активно сотрудничаем с организациями, вывозящими людей.

В эвакуационном процессе есть несколько этапов. Первый – это «горячая эвакуация», которой занимаются, например, «Белые ангелы» – группы полиции Днепропетровской области. Спасенных из зоны боевых действий они могут передать либо «Детям нового поколения», либо «Ангелам Спасения», либо «Восток SOS» или Красному Кресту. Оттуда эвакуированных передают в БФ «Подснежник», а они уже довозят их в наш центр.

На месте можно оформить статус ВПЛ и денежную помощь. Фото: предоставлено Мариной Передерий

При необходимости обеспечивают переезд

- Транзитный хаб в Павлограде, которым занимается Координационный гуманитарный центр, в конце этого лета был очень перегружен. У «Волосского» есть такая проблема?

- Сегодня - нет, наш транзитный центр рассчитан на одновременное пребывание до двух сотен человек, и пока эта норма соблюдается. Но понимаем, что должны быть готовы к не очень оптимистичным сценариям. Поэтому стараемся четко координировать действия всех присутствующих в центре партнеров. А это 35 организаций, из которых 15 одномоментно оказывают социальные, юридические, медицинские и другие виды услуг. Мы понимаем каждый день, какая организация какие услуги предоставила, какому количеству людей и сколько эвакуированных еще требуют внимания.

– Как люди выезжают из вашего центра к месту жительства? Пожалуй, не у всех есть деньги на билеты.

– В пределах области, а это, как я уже говорила, большинство эвакуированных, мы можем обеспечить транспортом. Такая возможность есть и у наших партнеров – «Подснежника», «Восток SOS», КГЦ. Есть партнеры, которые покупают билеты на поезда, автобусы. Мы планируем так, чтобы люди выезжали, когда для них уже найдено жилье. Поэтому некоторые переселенцы остаются у нас дольше трех дней – столько, сколько нужно, чтобы дождаться.

С каждым, кому негде жить, работаем отдельно, предлагаем варианты. У нас была семья, которая долгое время оставалась в «Волосском», потому что имела ребенка с инвалидностью, мужа на колесном кресле и собаку. Найти для такой семьи жилье с приемлемыми условиями непросто, но мы рассмотрели несколько вариантов, и переезд состоялся.

- Вы говорили, что в 2022-м круглосуточно принимали звонки по эвакуациям. Сейчас же что по государственным линиям, что по благотворительным работают только в будни. А срочная помощь может понадобиться и в выходной, не так давно мы разбирали такую ​​ситуацию.

- Что касается нашего центра, то он открыт круглосуточно. Можно обращаться, есть ночной комендант. Что касается горячих линий по эвакуациям, то я тоже поднимала такой вопрос. Недавно круглосуточную горячую линию по эвакуации 0-800-338-302 открыл благотворительный фонд « Дети нового поколения », который имеет бронированные автомобили.

Спальные комнаты. Фото: предоставлено Мариной Передерий

Отчетность должна быть не по цифрам, а по людям

- Мы все время говорим о волонтерстве, а государство, постоянно призывающее людей выезжать из опасных районов, занимается эвакуацией?

– В отдельных общинах пытаются решить эти вопросы, информировать людей, но преимущественно все делается руками общественного сектора. Наши коллеги, физически вовлеченные в эвакуации, сплотились в программном обеспечении, чтобы систематизировать свои действия. Но нельзя умалять роль полиции и ГСЧС, они вовлечены в эту программу и берут на себя важную долю задачи. Я бы сказала, что нагрузка на волонтеров и государство распределена 80% на 20%.

– В начале войны благотворительные фонды и организации помогали эвакуированным выезжать в страны Европы. Сейчас есть такая практика?

– Раньше поток за границу был очень высок, мы тоже отправляли людей. Сейчас даже не могу сказать, есть ли такая практика. С теми, кто через нас прошел и с кем мы контактировали, нет ни одного, кто находился бы за границей.

В Европе понемногу начинают сворачивать программы для беженцев из Украины. В марте 2027 года временная защита может завершиться. Кто-то вынужден будет возвращаться, хотя некуда будет, потому что дома разрушены. В первую очередь, это будут люди пенсионного и предпенсионного возраста.

- Нужно готовиться к тому, что их придется размещать?

- Стопроцентно. Надо думать, как использовать человеческий потенциал, который есть и будет. Надо интегрировать внутренне перемещенных лиц, в том числе пенсионеров, лиц с инвалидностью, ветеранов в новые условия жизни. В этом отношении у нас еще будет много вызовов.

У нас сейчас нет единой системы на национальном уровне, чтобы отследить судьбы всех переселенцев. Да и такого не может быть, чтобы где-то на уровне Кабинета министров точно знали, как происходят процессы, кто отслеживает логистику, кто принимает и на сколько. Отчетность проходит на всех уровнях, но по цифрам, не по людям. А должно быть наоборот и работать не сверху вниз, а с «поля», где непосредственно решаются судьбы.

Сейчас мы на уровне Днепропетровской области стараемся проработать каждый блок в отдельности. Эвакуация: кто где и как. Размещение: кто где и как. И все это связать. Оператор, находящийся в транзитном центре, должен владеть информацией, где можно разместить одинокую бабушку, где – семью с детьми или с животными.

Пока у этих вопросов очень много ручного режима, а мы бы хотели, чтобы было больше системности и чтобы она присутствовала на каждом уровне – общины, района, области. Привлекаем консультантов из числа программистов, общественный сектор, международные организации, общины, областные власти, чтобы они дали практические рекомендации. Ответственность за жизнь людей – это самая высокая ответственность.

Комната детских развлечений. Фото: предоставлено Мариной Передерий

Куда обращаться по вопросам эвакуации

Общие контактные номера:

  • 1545 – правительственная горячая линия (круглосуточно),
  • 0-800-507-028 – горячая линия Теробороны ВСУ,
  • 101 – ГСЧС,
  • 102 – национальная полиция,
  • 0-800-500-121 – круглосуточная горячая линия по вопросам эвакуации.
  • 0-800-336-085 – единственная горячая линия по вопросам Днепропетровской области, пн.-пт. 9.00-18.00,
  • 0-800-888-888 – эвакуационные линии гуманитарной миссии «Подснежник», пн.-пт. 9.00-18.00,
  • 0-800-338-302, 068-980-07-09 – эвакуационная линия БО «Дети нового поколения» 24/7.

Размещение:

  • 0-800-443-504 – транзитный центр в Волосском Днепропетровской области (поселение, питание, регистрация на денежную помощь, одежду, медпункт, восстановление документов, сопровождение для маломобильных людей, при необходимости помощь в планировании маршрута по всей Украине или транспортировка к безопасному месту жительства в пределах области, при необходимости помощь,
  • 066-748-69-81 – Всеукраинский союз приютов Днепропетровской области.

Эвакуация из Донецкой области:

  • 0-800-500-121 - Областной контактный центр, 24/7,
  • 073-050-01-21 - вайбер, WhatApp, телеграм.
Источник материала
loader
loader