Первые сто дней правительства прошли под знаком финансовой стабилизации и поиска баланса между выживанием и развитием. Экономика Украины демонстрирует признаки восстановления, однако остается существенно ниже потенциального уровня. Прирост ВВП за январь—август 2025 года составил +1,4% (оценка Минэкономики), что значительно ниже прогноза правительства под бюджет 2025 года (+2,7%), пишет Богдан Данилишин в статье "100 дней правительства Свириденко: между стабилизацией и стагнацией".
Автор указывает, что главные сдерживающие факторы — военные риски, разрушение энергетики, жесткая монетарная политика, дефицит трудовых ресурсов, повышение расходов на энергообеспечение, низкая инвестиционная активность. Ключевые стимулирующие факторы — фискальные стимулы, "транспортный коридор", внешняя помощь.
"Инфляция остается значительно выше целевого уровня в 5%, однако постепенно снижается. В сентябре годовая инфляция составила 11,9% (пик был в мае — 15,9%). Давление на валютном рынке и в дальнейшем повышается. За январь—сентябрь 2025 года нетто-интервенции НБУ составили 26 млрд долл. и выросли на 11% к аналогичному периоду прошлого года (годовой объем интервенций* составляет 37 млрд долл.)", — констатирует Данилишин.
Эксперт отмечает, что торговый дефицит товаров за девять месяцев 2025 года расширился до 30 млрд долл. (за аналогичный период 2024-го было 24 млрд долл.). Экспорт падает с темпами 4-5%, импорт растет с темпами 14-16%. Международная помощь — основной канал компенсации дефицита платежного баланса (приток 31 млрд долл. за девять месяцев).
"Уровень фискального дефицита (без грантов) в годовом измерении составляет 23% ВВП (2,0 трлн грн), что в абсолютном и относительном измерениях близко к определенным законом годовым параметрам на 2025 год (22% ВВП, или 2,0 трлн грн). Начиная с февраля 2025 года наблюдается снижение уровня фискального дефицита. Государственные расходы имеют невысокий мультипликативный эффект на экономику, поскольку неопределенность откладывает спрос и повышает склонность к сбережениям. Подавляющая часть расходов направляются на оборону (68% за текущий год) и имеют низкий эффект для экономики", — анализирует Данилишин.
Автор отмечает, что за пределами краткосрочных решений страна до сих пор не получила четкого ответа на ключевой вопрос: какой должна быть стратегия военной экономики Украины и кто отвечает за ее реализацию?
Ранее Национальный банк Украины сообщал, что по итогам третьего квартала текущего года рост экономики оживился благодаря активизации жатвы ранних культур, устойчивому потребительскому спросу и лучшей ситуации в энергосекторе, которая сохранялась до конца сентября. Есть также ожидания, что увеличение бюджетных стимулов поддержит восстановление до конца года.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2Ffavicons%2FUnknown.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2F254c892d-dda7-496c-a590-f1c187d03cf0.jpeg)

/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F9%2F337c9bd5abf0239b3415a99e20101e6a.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F33%2Fa3d45fa78700affbb23d9698692bbf27.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F53%2F1473f057f8f260549e34751ffdd4303e.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F46%2F4a69d12bfa90e422695a3894830781f8.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F53%2Fbb1bf8acf83baec52663f43bfd206cc6.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F1%2Fb76f1081fba23ece173c9974d14e5e48.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F9%2F48eb428008b60c6123dc0582f644713f.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F9%2Fea02dffdca8a00b2aa579b2caf1faf6b.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F2%2F3953b1bb6148978ea2428ea6d94aa89f.jpg)