/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F118%2Fe21d27c7bfd02e91bca6f51058d812e8.jpg)
Мы все можем проиграть: Эксперты назвали главную опасность превращения Xbox в мультиплатформенного издателя
Сегодня от критиков консолей часто можно услышать, что платформодержателям стоит отказаться от создания эксклюзивов и превратиться в мультиплатформенных издателей, и тогда все их игры — от The Last of Us и God of War до Super Mario и The Legend of Zelda — сразу начнут продаваться куда большими тиражами. "Все же только выиграют!", — пишут в сети.
Действительно, некоторым играм такое может пойти на пользу, как минимум на первых порах, как уже показали порты Microsoft по типу Forza Horizon 5 на PlayStation 5. Однако сторонники мультиплатформенного подхода среди геймеров часто не понимают, что принципы работы издателей и платформодержателей в целом очень сильно различаются.
Платформодержатели принимают на своих консолях игры от сторонних издателей и пытаются выделиться собственным уникальным контентом, который обычные компании в силу разных причин никогда бы не проспонсировали — эти игры могут быть слишком дорогими в производстве или слишком нишевыми, некоторые из них даже могут провалиться, но это не сильно ударит по платформодержателю, так как он окупит расходы благодаря основным хитам и поступлениям от партнёров. Например, Nintendo в роли платформодержателя может годами оплачивать разработку качественных игр в духе Bayonetta — они никогда не станут хитами уровня "Марио", но привлекут на её консоль дополнительную аудиторию, которая потом продолжит покупать на этой консоли и другие игры тоже.
Но будет ли для Nintendo смысл спонсировать эту Bayonetta, если она станет простым издателем? Опрошенные изданием VGC эксперты говорят, что, конечно, нет. И от этого в конечном итоге проиграют простые игроки, потому что подобные серии больше никому не нужны.
Издатель будет думать только о том, как выжить в мире суровой конкуренции, постоянно предлагая игры из своих нескольких главных серий и пытаясь угнаться за трендами — это хорошо видно на примере гигантов вроде Ubisoft, Electronic Arts или Activision Blizzard (до и после покупки Microsoft).
И главная опасность мультиплатформенной трансформации Xbox тоже заключается в том, что игроки могут лишиться интересных игр не из числа главных серий Xbox Game Studios — для Microsoft не будет смысла их спонсировать. Ведь своей платформы уже нет, а больших денег такие игры всё равно не принесут.
"Консольные эксклюзивы от внутренних студий платформодержателей призваны предлагать уникальный опыт, который невозможно получить на стороне, потому что обычные издатели не хотят делать подобные игры. Сегодня проблема вообще стоит как никогда остро - западная индустрия переживает затяжной кризис, на фоне которого издатели стараются избегать рисков, пересматривая своё отношение к дорогим ААА-играм. Причина проста - в мире, где значительную часть игрового времени людей занимают старые сервисные хиты, такой контент просто не окупается.
И прелесть платформодержателей заключается как раз в том, что они всё ещё могут позволить себе идти на риски - оплачивать нишевые, смелые, нестандартные вещи, которые делают индустрию разнообразнее. За последние годы Xbox Game Studios выпустила Senua's Saga: Hellblade II, South of Midnight, Psychonauts 2, Indiana Jones and the Great Circle, Grounded и Pentiment - всё это вряд ли бы стали выпускать Take-Two или Electronic Arts. Но смогут ли такие проекты существовать и дальше в новой реальности - где у Microsoft нет ставки на продвижение собственной консоли, где внимание всё больше акцентируется на Call of Duty и Minecraft, а сверху давят жёсткие требования по прибыли?
Решение Xbox изменить стратегию и сместить фокус с эксклюзивности для консолей на мультиплатформенность продиктовано одной целью - сократить расходы и резко увеличить прибыль. Согласно недавнему отчёту Bloomberg, финансовый директор Microsoft Эми Худ ещё в конце 2023 года установила для игрового подразделения амбициозный целевой показатель маржинальности в 30% - как раз в момент завершения сделки по покупке Activision Blizzard и за несколько месяцев до объявления первых портов на PlayStation 5.
Думаю, не стоит напоминать, что происходило дальше. В 2024 и 2025 годах подразделение Xbox пережило масштабные сокращения и закрытия студий. Среди последних отменных игр - Everwild от Rare, новая оригинальная разработка Zenimax Online и ребут Perfect Dark. Именно такие проекты обычно вызывают скепсис у руководителей обычных издательств", - говорится в материале VGC.
Несмотря на то, что отмены уже пошли, о полном отказе Microsoft от производства смелых новых игр, к счастью, говорить сейчас преждевременно — например, недавно вышла профинансированная командой Фила Спенсера Ninja Gaiden 4, в разработке остаётся OD: Knock от Хидео Кодзимы. Своего рода иммунитетом от полного скатывания Xbox в "яму" Call of Duty, Minecraft, Candy Crush и World of Warcraft выступает сервис Xbox Game Pass.
"Главной рождественской премьерой Nintendo в этом году станет Metroid Prime 4: Beyond - игра, которую вы, скорее всего, не найдёте среди главных хитов Switch 2 по итогам поколения. И всё же компания поддерживала её разработку на протяжении целых восьми лет. Именно в этом заключается ключевое отличие платформодержателей от простых издателей - они могут позволить себе рискованные проекты, потому что их успех измеряется не только в количестве проданных копий.
Если Metroid Prime 4: Beyond привлечёт на консоль Nintendo новую аудиторию, которая затем купит другие игры, это уже оправдает для платформодержателя расходы на её разработку. Но будь Nintendo простым издателем, вряд ли бы она вообще финансировала подобные вещи.
Sony тоже не забывает о финансировании уникальных проектов для не самой широкой аудитории, вроде Astro Bot или Returnal, параллельно с чем создаёт крупные новые IP - взять хотя бы Intergalactic: The Heretic Prophet. Да, Sony начала уходить от полноценных эксклюзивов, но она не отрывается от своей консоли как Microsoft, а на ПК основные одиночные игры портирует с задержкой.
Один из бывших руководителей PlayStation как-то рассказал, что Sony сделала ставку на кинематографичные одиночные игры в прошлом поколении, так как простым издателям было всё сложнее выпускать их. В итоге именно Sony смогла выгодно заполнить нишу, не позволив сюжетным блокбастерам исчезнуть с радаров.
Bayonetta - ещё один пример жизнеспособности франшизы для платформодержателя, но не для издателя. Sega закрыла серию после выхода первой части, но в итоге Байонетта смогла вернуться и получить новую жизнь благодаря Nintendo, которая оплатила три продолжения в качестве эксклюзивов".
Аналитик Circana Мэт Пискателла считает, что сегодня ни у кого не получится точно спрогнозировать результат мультиплатформенного разворота Xbox — всё меняется слишком стремительно. Если новый курс Microsoft окажется успешным, если её консоль и сервис смогут существовать параллельно издательской деятельности корпорации на платформах Sony и Nintendo, игроки продолжат получать от Xbox Game Studios уникальные, нишевые проекты.
Но если стратегия провалится, Microsoft переключится исключительно на поддержку основных франшиз, и тогда проиграем мы все.
Ранее сообщалось, что все новые Halo будут выходить на консолях PlayStation — флагман Xbox перестаёт быть эксклюзивом.
: .


/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2F46631aa6-a313-4849-9a04-3fcef236cbe8.jpeg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F53%2F75f235b43cbf693ecaf0ab4ebfacb663.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F118%2F51a9856a9d91d24195e8b3ace8d69103.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F118%2F715b92d5fcf844da3565222586906349.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F53%2F14a2591ed933bc2780c2f6208af3138b.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F432%2Fc5c12bcb8821c56795c7e7d595eace1f.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F53%2F9c2a1eacbadae2acccc41504e73bdd86.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F118%2Fe3b3782a04c64f179670ea1661645bca.jpg)