Многие политики Европы и США с тревогой ждали заседания Совета Безопасности ООН, которое состоялось 31 октября. На нем рассматривались, казалось бы, два рутинных вопроса — очередной полугодичный доклад Высокого представителя ООН по ситуации в Боснии и Герцеговине (БиГ) и вопрос о продлении мандата военной операции Евросоюза в БиГ EUFOR Althea. От решений по этим вопросам во многом зависит стабильность и мир не только в БиГ, но и в целом регионе Западных Балкан.
Нынешнее обсуждение доклада имело несколько особенностей.
Первая. Оно впервые проходило без участия Высокого представителя, который обычно лично представлял отчет. Высокий представитель Кристиан Шмидт заявил, что главной и единственной причиной является российское председательствование.
Вторая. Милорад Додик, бывший президент Республики Сербской (РС), при поддержке России подготовил свой доклад и безуспешно попытался представить его на заседании.
Во время обсуждения ситуацию в БиГ определили как «глубочайший политический кризис за последние 30 лет». Отмечалось, что БиГ как никогда была близка к расколу, над чем усилено «трудился» сербский националист и сепаратист, бывший президент Республики Сербской Милорад Додик. Действия власти РС под его руководством, направленные на раскол Боснии и Герцеговины, дестабилизацию во всем регионе, противоречили Конституции БиГ и Дейтонскому мирному соглашению (ДМС).
Этот сепаратистский процесс поддерживала и подталкивала Россия, заинтересованная в укреплении своих позиций в центре Западных Балкан. Додик и Путин сошлись на том, что надо бы ликвидировать Офис высокого представителя (ОВП), обеспечивавший имплементацию ДМС. Но эти пожелания не были озвучены, хотя российский представитель во всех бедах БиГ обвинял «западных акторов» и Кристиана Шмидта, вновь и вновь безосновательно ставя под сомнения его легитимность. Это даже не намек, а откровенное пожелание ликвидировать Офис и его руководителя.
Этим российским потугам на заседании был дан отпор, и многие выступавшие отмечали «важную и легитимную» роль ОВП и лично Шмидта в выходе из кризиса в БиГ и сохранении мира.
С удовлетворением говорили о появлении некоторых признаков стабилизации, а именно: отмены антиконституционных и сепаратистских законов, принятых Скупштиной РС в последнее время; заявления Додика о будущем БиГ в Евросоюзе и НАТО, что недавно отрицалось; назначения исполняющей обязанности президента РС бывшей соперницы Додика на президентских выборах 2022 года Аны Тришич; признания бывшим президентом РС компетенции БиГ, а не энтитетов в вопросах государственного имущества. И, наконец, последовала отмена вышеупомянутых санкций США против Додика.
Все это стало результатом комплекса различных мер — решительных действий Шмидта, применившего все полномочия для нормализации ситуации и отстранения Додика от власти; твердой поддержки Шмидта представителями международного сообщества, за исключением Венгрии; работы лоббистов РС в США, которым заплатили свыше 300 тыс. долл.; усиления оппозиционных партий в РС и их отпора сепаратистам; заявления НАТО, что оно не допустит развала БиГ.
Как стало известно, снятие санкций с Додика стало результатом его договоренностей с представителями администрации США. Официальная версия отмены, представленная США на заседании СБ ООН, звучит так: снятие санкций способствует нормализации ситуации в БиГ. Может быть. Но наши источники в дипломатических кругах Сараево называют такие причины: в обмен на отмену сепаратистских законов и действий, уход из политики, назначение и.о. президента (не из партии Додика), разблокировку евроатлантической интеграции с него и семьи, ближайшего политического окружения, фирм и предприятий снимаются санкции. Что и произошло.
Однако некоторые масс-медиа написали, что главным здесь стало предоставление Додиком «информации о связях» президента Сербии Александара Вучича с криминалитетом. Насколько эта информация правдива, пока сказать сложно.
Для президента Сербии все эти действия Додика стали неожиданностью и очень ему не понравились: все произошло не только без его благословения, но даже без консультаций. Не означает ли это потерю надежного союзника и «брата», партнера в «объединении всех сербов»? Возможно, и начало «холодной война» между ними. А Вучич должен теперь искать послушную и управляемую кандидатуру президента РС. Но времени мало — уже 29 ноября состоятся президентские выборы.
А что скажет Путин на такое вольное (чтобы не сказать предательское) поведение «друга» и союзника по дестабилизации Западных Балкан?
На заседании в ООН были поддержаны дальнейшие усилия Кристиана Шмидта и политической элиты страны по выводу страны из глухого политического тупика. Отмечалось, что всеобщие выборы в БиГ в следующем году должны содействовать укреплению демократии, выполнению условий интеграции в Евросоюз и НАТО.
Главным же итогом заседания стал важный месседж всем политикам БиГ — время постоянного и жесткого контроля, постоянной международной помощи (прозвучало и слово «вмешательство») проходит, и местным политикам наконец нужно взять на себя ответственность за свою страну. Международное сообщество поможет создать стимулы для конструктивного взаимодействия в рамках существующих институций на уровне БиГ и энтитетов, обеспечив диалог. И тогда можно будет говорить об устойчивой стабилизации и прогрессе, реальном выходе из многолетнего политического кризиса, возобновлении евроинтеграции.
Спокойно и без резких заявлений прошло обсуждение вопроса продления мандата EUFOR. Благодаря подготовительной работе Греции, снявшей спорные вопросы, все 15 членов СБ ООН единогласно поддержали продление мандата миссии еще на один год.
Европейские силы при поддержке НАТО выполняют крайне важную задачу в БиГ — обеспечивают помощь в имплементации ДМС, положивших конец войне 1992–1995 годов. Участники обсуждения практически единодушно отмечали «незаменимую роль» миссии в обеспечении стабильности и мира в стране.
Обострение внутриполитической обстановки в БиГ привело в марте к очередному увеличению численности подразделений EUFOR до примерно 1500 человек, которые размещены практически во всех городах страны.
Додик и российская дипломатия не прочь ликвидировать миротворческую миссию, не продлив ее мандат. Но этого не получилось, поскольку ситуация к такому шагу не располагает.
В Кремле помнят, что практически сразу после вторжения России в Украину и роста напряженности на континенте, Евросоюз вдвое увеличил численность EUFOR — с 600 военнослужащих до 1100. А руководители НАТО постоянно напоминают, что Альянс пресечет любую попытку торпедирования ДМС и не примет угрозы единству БиГ.
Но если бы мандат EUFOR вдруг и не был продлен, то их командование, скорее всего, было бы передано НАТО, штаб которого в Сараево находится на той же базе миротворцев Бутмир, буквально в 100 метрах. И тогда Россия получит уже не несколько десятков офицеров Альянса в БиГ, а его полноценную военную базу с развитой инфраструктурой и развернутыми воинскими подразделениями в центре Западных Балкан. А Сербия окажется полностью в кольце НАТО.
По итогам рассмотрения ситуации в БиГ на заседании СБ ООН можно сделать следующие выводы.
Призвав политиков БиГ взять на себя ответственность за будущее страны и ее граждан, международное сообщество сохранит помощь, постепенно ее сокращая. Курс страны на евроатлантическую интеграцию БиГ будет продолжен и станет необратимым. Ближайшая сверхзадача местных политиков — восстановление жизнедеятельности всех центральных институтов, что позволит провести в 2026 году всеобщие выборы в соответствии с международными стандартами. Гарантом стабильности и мира в БиГ продолжают оставаться силы EUFOR.
И еще. Заседание СБ ООН засвидетельствовало проигрыш России на этом этапе борьбы за сохранение своего влияния на БиГ — потерян ключевой союзник Додик, сохранен ОВП и продолжен мандат EUFOR.
