Редакция получила доказательства: «новый» кран для ГСЧС оказался бывшим в употреблении
После нашей публикации о закупке старой спецтехники под видом новой, в редакцию поступили новые факты.
Мы получили фотографии, документы и экспертные заключения, подтверждающие: автокран, приобретенный ГСЧС, имеет следы эксплуатации и, вероятно, уже работал до поставки в Украину. Речь идет об автокране AVTR 35-ZN на шасси Zoomlion, который поставлял через тендер ООО «Укр Трак». В тендерных документах указано, что техника новая, однако технический анализ свидетельствует об обратном.
Признаки бывшей в употреблении техники
«Совершенно новая техника не может иметь износа на крюке, царапин на краске и остатков старой смазки», — комментирует привлеченный машиностроительный эксперт.
Эксперты, привлеченные редакцией, зафиксировали ряд признаков предыдущей эксплуатации:
- На металле крюковой подвески — характерный износ и потертости, которые возникают только после работы.
- На поверхностях — пятна ржавчины, старая смазка и наслоения грязи.
- Заводская табличка снималась: на винтах видны следы от отвертки.
![]()
Специалисты пришли к выводу: степень износа соответствует нескольким месяцам, а то и году работы.
То есть под видом новой техники могла быть поставлена подержанная машина 2023 года выпуска.
Редакция рассматривает две основные версии:
- Коррупционный сговор. Поставщик мог сознательно продать подержанную технику по цене новой. Без участия или молчаливого согласия должностных лиц ГСЧС это сделать невозможно.
- Халатность при приемке. Комиссия могла не проверить технику должным образом, ограничившись формальной подписью документов.
Выводы и необходимые действия
Выявленная ситуация с поставкой подержанной техники под видом новой — тревожный сигнал как для ГСЧС, так и для всей системы государственных закупок. Во-первых, она подчеркивает критическую необходимость прозрачности и открытости тендерных процедур. Общественность и контролирующие органы должны иметь возможность отслеживать путь техники от производителя до конечного получателя, чтобы исключить подмену товара. Во-вторых, к процессу приемки специализированной техники следует обязательно привлекать технических экспертов, способных выявить скрытые недостатки или несоответствие заявленным характеристикам. В-третьих, необходим более жесткий контроль поставок: каждая единица, поступающая в распоряжение спасательной службы, должна проходить тщательный осмотр, фотофиксацию и, при необходимости, независимую экспертизу перед вводом в эксплуатацию.
Прозрачность, профессиональная экспертиза и строгий контроль — вот три кита, на которых должна основываться система обеспечения ГСЧС надлежащей техникой.
Государство не может позволить себе покупать старую технику по новой цене. Это — деньги налогоплательщиков и безопасность наших спасателей
