Еврокомиссия обнародовалаотчет о прогрессе Украины на пути к вступлению в Европейский Союз. Согласно документу, Украинское государство "определенный уровень подготовки" в области судебной власти и достигло "определенного прогресса" в этой сфере.
Так, согласно отчету, в течение отчетного периода определенного прогресса удалось достичь в частности благодаря:
- принятию и началу внедрения законодательства о создании Специализированного окружного админсуда Киева и Специализированного апелляционного админсуда Киева;
- постоянному отбору и назначению судей и членов Высшего совета правосудия;
- оценке квалификации действующих судей;
- созданию Службы дисциплинарных инспекторов.
В ЕК также обратили внимание, что в Украине утвердили дорожную карту для системы электронного судопроизводства и продолжили разработку системы электронного управления делами в уголовном судопроизводстве.
"Однако судебная система все еще страдает от серьезной нехватки кадров и высокой нагрузки. Честность, меритократия и способность судебной и прокурорской служб, а также статус Общественного совета добропорядочности остаются слабыми. Парламент не назначил кандидатов, прошедших международную проверку, в Конституционный суд (КС), что еще больше задержало обновление его состава", - говорится в отчете.
В ЕК добавили, что должность генпрокурора в Украине до сих пор политизирована.
В отчете указали и то, что до сих пор действуют положения о закрытии уголовных дел из-за истечения сроков досудебного расследования после сообщения о подозрении и сокращения сроков расследования. Это те самые "поправки Лозового", которые общественность постоянно призывает отменить, а ВРУ каждый раз проваливает это решение. От ЕК не скрылось, что "поправки Лозового" "привели к закрытию нескольких громких дел, а другие дела находятся под угрозой".
"Рекомендации Комиссии от прошлого года были частично выполнены и остаются в силе", - отметили в ЕК.
В следующем году Украина, в частности, должна:
- ускорить заполнение вакансий в судебной системе и оценку квалификации действующих судей с участием Общественного совета добропорядочности;
- обеспечить функционирование новых специализированных административных судов;
- продолжить урегулирование текущих дисциплинарных производств;
- принять законодательство для совершенствования деклараций добропорядочности судей и их проверки, отбора прокуроров управленческого уровня, дисциплинарной системы для прокуроров и полномочий органов управления прокуратурой;
- запустить модули электронной системы управления уголовными делами;
- принять закон для улучшения исполнения судебных решений;
- запустить систему сбора данных для исполнения судебных решений и реализовать дорожную карту для электронной судебной системы;
- без дальнейших задержек заполнить вакансии в Конституционном Суде и улучшить конституционную процедуру в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии;
- на законодательном уровне сделать процедуры отбора и увольнения генпрокурора более объективными, прозрачными и основанными на заслугах;
- улучшить процедуру отбора судей Верховного суда и проверку деклараций о добропорядочности судей ВС и других высших судов с временным, но значимым привлечением независимых экспертов, назначенных международными партнерами;
- отменить положение об автоматическом закрытии уголовных дел из-за окончания сроков досудебного расследования и пересмотреть действующие сроки;
- немедленно продолжить временное привлечение независимых экспертов, назначенных международным сообществом, к отбору членов Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) и улучшить прозрачность и качество процессов отбора судебных органов;
- продвинуть реформы адвокатуры, юридического образования и Национальной школы судей;
- отменить положения, позволяющие перевод и назначение прокуроров в региональные прокуратуры и Генеральную прокуратуру без конкурса и предоставляют генпрокурору право доступа к любым материалам досудебного расследования (кроме дел НАБУ и САП), воздержаться от дальнейшего применения этих положений до их отмены.
Ранее сообщалось, что Европейский Союз рассматривает возможность принимать новые страны без предоставления им полного права голоса на начальном этапе членства. Такой подход, по замыслу инициаторов, может ослабить сопротивление расширению со стороны ряда государств, в частности Венгрии, и открыть путь к вступлению Украины.
