В Мали одна из связанных с Аль-Каидой групп перекрыла поставки топлива в столицу страны Бамако, что угрожает власти хунты и указывает на границы возможной помощи, которую режиму обещала Россия, пишет Bloomberg.
Джихадистская группа в течение последних двух месяцев окружила город и атакует военные конвои, что вызвало топливную блокаду в городе и остановило его деятельность. Очереди к заправочным станциям в городе растянулись на километры, а автомобили и мотоциклы простаивают в бесконечных очередях возле закрытых колонок.
"Топливо поступает, но его совсем не хватает, и ты постоянно волнуешься, где найти следующую заправку для своего мотоцикла", — сказал журналистам житель города Бакари Диарра.
Научный сотрудник нью-йоркского Центра Суфана Лукас Веббер отмечает, что блокада боевиков вокруг Бамако - это способ "пошатнуть правительство, ударив по повседневной жизни. По его словам, повстанцы стремятся доказать, что хунта не может управлять страной или защищать столицу, делая ставку на то, что растущие трудности приведут к потере веры людей в режим.
США, Италия и Германия уже призвали своих граждан покинуть Мали, тогда как соседний Нигер пообещал сотни литров топлива, чтобы ослабить давление боевиков на столицу. Однако аналитики говорят, что это не решит кризиса.
В 2012 году связанные с "Аль-Каидой" боевики с помощью туарегских сепаратистов захватили северную часть Мали и ввели законы шариата. Тогда в ситуацию вмешалась Франция, которая отбила исламистов и почти десять лет поддерживала слабое, союзное центральное правительство.
Однако в 2021 году группа солдат свергла правительство, а Франция вывела свои войска из страны. Чтобы закрепиться у власти, хунта обратилась за поддержкой к российской группе Вагнера.
В Мали российские наемники быстро получили репутацию тех, кто вместе с армией убивает мирных жителей, и джихадисты еще больше активизировались.
И хотя группа Вагнера временно помогла оттеснить боевиков в некоторых районах, но количество жертв среди гражданского населения резко возросло. В начале этого годавагнеровцев заменил Африканский корпус российской армии.
"События вокруг Бамако являются очередным признаком неэффективности Москвы в борьбе с экстремизмом на континенте. Она также потерпела неудачу в соседних Нигере и Буркина-Фасо, где джихадисты процветали после военных захватов, которые привели к изгнанию французских войск и привлечения российских военных инструкторов", - отмечает издание.
"Хунта и их новые партнеры, включая Африканский корпус, не смогли улучшить безопасность. Правительство не может по-настоящему полагаться на них", - заявил в свою очередь директор программы Сахель в Фонде Конрада Аденауэра Ульф Лессинг.
По данным Acled, почти двухмесячная кампания боевиков привела к худшему насилию в регионе за последние десятилетия. Боевики убивали и похищали гражданских лиц и водителей, а также неоднократно атаковали топливные колонны и солдат, которые их сопровождали. Группировка также наносила удары по объектам золотодобывающей промышленности и предприятиям страны, принадлежащим иностранным компаниям, похищая рабочих и атакуя объекты.
"Текущий кризис в Мали подчеркивает неспособность военного режима выполнить свои обещания, сдержать насилие и в конце концов победить джихадистские группировки", - отметила директор африканской программы Королевского института международных отношений Эгмонт в Брюсселе Нина Вилен.
Даже авиаудары, направленные против боевиков, и усиленные военные патрули вдоль ключевых маршрутов не смогли прорвать блокаду, а цены на топливо резко выросли по всей стране.
О том, хватит ли у Запада решимости решить проблему усиления позиций РФ на африканском континенте и что в этой ситуации должен делать Киев, читайте в статье Владимира Кравченко "Зачем Россия идет в Африку и почему это плохо для Украины".
