"Сказания Меекханского пограничья": самое брутальное польское фэнтези. Рецензия ITC.ua
"Сказания Меекханского пограничья": самое брутальное польское фэнтези. Рецензия ITC.ua

"Сказания Меекханского пограничья": самое брутальное польское фэнтези. Рецензия ITC.ua

В Украине и вообще в Европе и мире, очень мало знают о, по моему, лучшем современном польском авторе фэнтези Роберте М. Вегнере. Его «Сказания Меекханского пограничья» не просто очередное темное фэнтези о великой империи и ее кровавых воинах. Это монументальная эпическая сага, где военные конфликты становятся лишь фоном для глубоких человеческих драм, где боги реальны, но абсолютно равнодушны к смертным, а история пишется победителями. Все это настолько эпично, стильно и глубоко, что захватывает дух. В этом материале я хочу исправить эту несправедливую ситуацию и рассказать вам об этой невероятной серии, которую вы точно обязаны прочитать, если считаете себя фанатом жанра фэнтези.

"Оповістки з Меекханського прикордоння"
Від 500 грн.

Плюсы:

хорошее качество изданий; детализированный мир с многослойной историей и культурами; психологически сложные персонажи с реалистичной эволюцией; великолепные детализированные боевые сцены; оригинальная концепция богов; философские темы

Купить в "РМ"

Минусы:

кому-то может быть слишком сложно и слишком медленно

Купить в "РМ"
9.5/10
Оценка
ITC.ua

«Сказания Меекханского пограничья» / Opowieści z meekhańskiego pogranicza

Автор Роберт М. Вегнер
Издательство «РМ»
Переводчик Сергей Легеза
Язык Украинский
Количество страниц 520, 520, 544, 568, 688
Обложка Твердая
Год издания 2019-2025
Размер 140×210 мм
Сайт ridna-mova.com

Польский писатель Роберт М. Вегнер создал мир, который критики уже окрестили наследником «Ведьмака» Анджея Сапковского. Однако по моему мнению, это поверхностное и сильно преуменьшенное сравнение. Да, первые две книги цикла действительно напоминают структуру ранних рассказов о Геральта. То есть это сборники взаимосвязанных новелл, каждая из которых раскрывает отдельный регион огромной Меекханской империи. Однако Вегнер создает нечто совершенно невероятно-эпическое уже в начале, а с третьей книги, эти разрозненные истории сливаются в единое полотно, где судьба империй решается не только на полях сражений, а в божественных играх, в которые смертные вовлечены против своей воли.

Мир Меекхана — колоссальная империя, напоминающая Римскую по своему устройству и подходу к управлению, но технологически соответствующая Средневековью. Она была основана полторы тысячи лет назад кочевыми племенами с востока. Сейчас империя находится в состоянии стагнации, становясь жертвой собственных успехов. Ее обширные границы постоянно атакуют враги, а внутри идут интриги между Советом Первых, аристократией и тайными службами. А именно внутренней разведкой, которую называют «Крысы» и внешней под названием «Хорты».

"Оповістки з Меекханського прикордоння"

Структура этого мира четко отражена в названиях первых двух книг — «Север-Юг» и «Восток-Запад». Каждый регион имеет свои уникальные народы, культуры и конфликты. Логично, что Север — суровый край гор и ледников. Его охраняет легендарная Горная Стража, воюющая против диких племен агров. Юг представлен жаркими пустынями, где живет таинственное племя воинов иссарам с тысячелетними традициями и религиозными догмами. Восток — это бескрайние степи кочевников, постоянно угрожающие империи. А Запад представляет собой побережье Серого Океана со свободными портовыми городами, где процветают воровские гильдии и кровавые культы.

Каждый регион здесь это отдельный мир с собственной логикой, собственными болями и героями. И именно через судьбы этих героев читатель постепенно понимает, что все, что казалось локальными пограничными конфликтами, на самом деле части одного огромного плана, где боги ведут свою безжалостную и масштабную игру.

Центральной фигурой северной линии является лейтенант Кеннет-лив-Даравит, командир Шестой роты Горного Дозора. Их истории являются отличным примером крутого военного фэнтези, описывающего быт солдат без прикрас. Здесь есть холод, голод, усталость и страх перед нечеловеческими противниками. Боевые сцены написаны с серьезным мастерством, но главное, что они эмоциональны.

"Оповістки з Меекханського прикордоння""Оповістки з Меекханського прикордоння""Оповістки з Меекханського прикордоння""Оповістки з Меекханського прикордоння""Оповістки з Меекханського прикордоння"

Если Кеннет является воплощением непоколебимой чести, то Йатех д’Кллеан из племени иссарам больше о разрушении человека под давлением догм. Иссарам живут по строгим религиозным законам, пытаясь искупить грех своих предков, которые когда-то «стали на сторону не того бога». Йатех непревзойденный фехтовальщик, для которого эти законы являются абсолютом. Но когда он влюбляется в дочь меекханского купца и она снимает с него маску, то жизнь парня меняется навсегда.

Спецпроекты

А вот Альтсин из портового города Понкее-Лаа и это совсем другая история. Он обычный вор, чьи амбиции не выходят за пределы выживания. Но случай бросает его в суровую божественную игру. И наконец, Деана д’Кллеан, сестра Йатеха. Она начинает как изгнанница в собственном племени, воительница в тени брата. Но ее путешествие в далекий южный город Белый Коноверин становится новым и неожиданным этапом в ее жизни и судьбе континента. Сама же история Деаны однозначно является мощным изображением женской силы в патриархальном мире. Однако Вегнер не делает ее непобедимой супергероиней.

"Оповістки з Меекханського прикордоння""Оповістки з Меекханського прикордоння""Оповістки з Меекханського прикордоння""Оповістки з Меекханського прикордоння"

Магия в мире Меекхану не является волшебной палочкой, решающей все проблемы. Это опасное, изнурительное умение, известное как «Сила» и она имеет свои правила. Сила делится на аспектированную (официальная, контролируемая империей, разделенная на направления) и неаспектированную (дикая, запрещенная, как шаманизм агров). Маги здесь не всемогущи, потому что их магия истощает, может выйти из-под контроля и буквально забрать все жизненные силы. Конечно, это делает каждое ее применение напряженным и непредсказуемым.

Важной и оригинальной частью мироздания «Сказаний Меекханского пограничья»являются боги. Они реальны, они могут воплощаться в человеческий облик, но их логика абсолютно чужда. Это не благие защитники или справедливые судьи. Это эгоистичные, могущественные сущности с нечеловеческой мотивацией. Боги ведут собственные игры, используя судьбы смертных как фигуры на шахматной доске.

"Оповістки з Меекханського прикордоння""Оповістки з Меекханського прикордоння""Оповістки з Меекханського прикордоння""Оповістки з Меекханського прикордоння""Оповістки з Меекханського прикордоння"

Должны поговорить и о стиле писателя. Он пишет прекрасно, невероятно и реалистично. У него получаются динамичные боевые сцены, а еще они очень детализированы. Также каждая из книг цикла удивляет своей психологичностью и проработкой героев. Вегнер не боится давать слово разным персонажам, показывать события с разных точек зрения, раскрывать их внутренние конфликты. Даже второстепенные герои здесь тщательно прописаны, имеют собственные мотивации и истории.

Однако серия не идеальна. По крайней мере для кого-то это точно будет так. Кому-то могут быть надуманными определенные сюжетные повороты. В некоторых местах кто-то увидит, что логика событий вызывает вопросы. Ну и писатель точно не упрощает придуманный им мир для читателя. Здесь много народов, фракций, исторических событий и магических систем. Для кого-то это будет плюсом, а для других точно серьезным вызовом, потому что нужно внимательно читать, запоминать имена и связи, иначе можно запутаться.

Также стоит упомянуть, что это темное фэнтези в самом настоящем смысле этого значения. Роберт М. Вегнер вообще не избегает жестокости, поэтому на страницах его книг постоянно трещат кости, хлюпает кровь, а модный сейчас боди-хоррор выходит на такой уровень, что становится жутко. Персонажи, которых начинаешь любить, погибают. Куда же без этого. А моральные дилеммы не имеют правильных ответов. Этот мир жесток, и автор не пытается это скрыть.

"Оповістки з Меекханського прикордоння""Оповістки з Меекханського прикордоння""Оповістки з Меекханського прикордоння""Оповістки з Меекханського прикордоння"

Важно, что цикл поднимает тяжелые и сложные темы. Автор исследует природу чести в бесчестном мире. Показывает, как историю пишут победители, унижая культуры покоренных народов. Демонстрирует столкновение культур, где нет однозначно «правильных» или «неправильных», а есть только разные системы ценностей. Рассматривает религию как инструмент власти, существующий отдельно от истинной природы богов. А также он исследует тему долга. Например, можно ли оставаться человеком, выполняя бесчеловечные приказы?

Поговорим и о темпе повествования. Первые две книги, они же сборники рассказов, читаются относительно легко, а каждая новелла завершена. Но начиная с третьей книги, когда сюжет становится единым полотном, темп замедляется. Писатель строит сложную мозаику, и это требует читательского терпения. Некоторые сюжетные линии развиваются медленно, а некоторые персонажи исчезают на десятки страниц. Все это может немного бесить, особенно если читателю понравился конкретный герой. Но в итоге эта неспешность, по крайней мере по моему мнению, оправдана. Ведь когда все линии сходятся, ощущение масштаба и эпичности просто ошеломляет.

"Оповістки з Меекханського прикордоння""Оповістки з Меекханського прикордоння""Оповістки з Меекханського прикордоння""Оповістки з Меекханського прикордоння"

Конечно, во время чтения сами собой напрашиваются сравнения с другими авторами. За эпический размах и участие богов в делах смертных Вегнера сравнивают со Стивеном Эриксоном и его «Малазанской книгой павших». За реалистичное изображение военного быта с Гленом Куком. Масштабностью политических интриг он точно похож на книги Джорджа Р. Р. Мартина. Ну и мрачной атмосферой здесь, в хорошем смысле, попахивает так же как от серии «Первый закон» Джо Аберкромби. Но при этом всем «Повести» абсолютно самобытное произведение, не копирующее никого и просто поражающее замыслом автора, особенно в последней, на сегодня, книге. Очень жаль, что следующие еще надо ждать.

Цикл «Сказания Меекханского пограничья» на сегодня насчитывает пять томов переведенных на украинский, а писатель вот-вот выпустит шестой том и уже точно будет седьмой. Это одновременно радует и пугает. По крайней мере меня. Радует, потому что мне точно не хочется покидать этот мир. Но пугает, потому что ожидание следующей книги после финала пятого тома становятся реальной читательской мукой.

"Оповістки з Меекханського прикордоння"

Наш украинский перевод от Сергея Легезы, изданный издательством «РМ», получил положительные отзывы и действительно читается относительно легко, как для такой эпической истории, и увлекательно. Мне нравится качество изданий и относительно жанровая обложка, которая в определенной степени намекает на фэнтезийность. Хотя проследить ее «универсальность» тоже можно. Все книги имеют приятную на ощупь желтоватую бумагу и удобный для чтения шрифт. Ляссе нет, как и иллюстраций, но есть карты мира на форзацах.

Вывод:

"Сказания Меекханского пограничья" — монументальная сага, которая заслуживает стоять в одном ряду с лучшими произведениями современного темного фэнтези. Если вы настоящий любитель жанра, то эта серия обязательна к прочтению. После знакомства с "Меекханом" обычное фэнтези кажется слишком простым, слишком удобным и предсказуемым. А возвращаться в этот жестокий, прекрасный, ужасный мир хочется снова и снова.

Купить в "РМ"
Источник материала
loader
loader