Палата представителей почти единодушно одобрила требование к Министерству юстиции обнародовать все материалы, связанные с делом осужденного сексуального преступника Джеффри Эпштейна, сообщает Axios.
Позиция спикера Майка Джонсона и президента Трампа, которые в последний момент изменили свое мнение и выразили поддержку, стала неожиданным поворотом после месяцев сопротивления.
Впрочем, полное обнародование документов все еще сталкивается с заметными препятствиями.
Законопроект приняли 427 голосами против одного. В ложах для гостей это приветствовали аплодисментами жертвы Эпштейна. Единственным противником оказался конгрессмен-республиканец Клей Хиггинс.
Лидер большинства в Сенате Джон Тун пока не обязался вынести документ на голосование, но давление на сенаторов растет.
Президент Трамп заявил, что подпишет законопроект. Лидер демократов в Сенате Чак Шумер пообещал добиваться его принятия по процедуре единогласного согласия сразу после поступления документа из Палаты представителей.
По словам конгрессмена-республиканца Томаса Масси, который возглавил инициативу, "пришлось бороться с президентом, генпрокурором, директором ФБР, спикером Палаты и вице-президентом, чтобы одержать эту победу".
В июле Министерство юстиции заявило, что "нечего обнародовать", несмотря на многолетние обещания. Это вызвало двухпартийное возмущение и новую волну конспирологических теорий.
Чтобы обойти блокировку, Масси вместе с демократкой Ро Ханной подали петицию о принудительном рассмотрении, но она не набрала подписей до появления в Конгрессе нового члена — демократа Аделиты Грихальвы.
Демократы обвинили спикера Майка Джонсона в затягивании ее приведения к присяге, считая, что задержка была направлена на отсрочку голосования.
Под давлением Белого дома республиканская поддержка петиции резко упала. В итоге петицию подписали лишь четверо республиканцев — Масси, Марджори Тейлор Грин, Лорен Боберт и Нэнси Мейс. Остальные подписи предоставили демократы.
В воскресенье вечером Трамп резко изменил позицию и поддержал рассекречивание — хотя ранее называл это "враждебным актом" со стороны демократов.
Его разворот мгновенно увеличил поддержку среди республиканцев и заставил руководство изменить свою линию поведения.
Демократы же заявили, что Трамп просто не захотел оказаться на стороне, обреченной на проигрыш.
Хотя отношения Масси и Трампа всегда были непростыми, именно эта петиция стала поводом для публичной критики со стороны президента и поиска ему соперника на праймериз.
Всего за два дня до изменения позиции Трамп разорвал свое давнее политическое партнерство с Марджори Тейлор Грин, которая поддержала рассекречивание.
Он также пытался убедить Лорен Боберт и Нэнси Мейс отозвать свои подписи.
Спикер Джонсон решительно противодействовал продвижению инициативы, используя контроль над повесткой дня и кулуарное давление. После разворота Трампа он оказался в сложном положении.
Спикер называл петицию "утратившей актуальность", настаивая, что расследование Комитета по надзору даст больше информации.
Он утверждал, что документ может раскрыть конфиденциальные методы расследований и недостаточно защищает жертв и обличителей.
Несмотря на это, во вторник Джонсон объявил, что поддержит законопроект. А во время пресс-конференции заявил журналистам, что "это не разворот", объяснив свою позицию верой в то, что Сенат внесет нужные поправки.
Недавнее указание президента Трампа Министерству юстиции расследовать связи Эпштейна с Биллом Клинтоном, руководителями JP Morgan Chase и другими фигурантами может стать формальным основанием не обнародовать файлы.
Закон позволяет Минюсту скрывать информацию, которая может помешать действующему расследованию, но требует письменного объяснения Конгресса.
Тем не менее раскол, который этот вопрос вызвал внутри MAGA-движения, выглядит долговременным:
"Это одно из самых разрушительных дел для MAGA", - заявила Марджори Тейлор Грин выступая вместе с жертвами Эпштейна.
На прошлой неделе в США обнародовали 23 тысячи файлов, включая электронные письма, в которых Эпштейн утверждал, что Трамп "знал о девушках" и провел "часы" в своем доме с Вирджинией Джуффре, жертвой сексуальных преступлений, которая покончила жизнь самоубийством. Трамп неоднократно отрицал, что знал о каких-либо уголовных правонарушениях Эпштейна.
