Дипломатия как бизнес: Трамп превращает внешнюю политику США в систему сделок и прибыли — FT
Дипломатия как бизнес: Трамп превращает внешнюю политику США в систему сделок и прибыли — FT

Дипломатия как бизнес: Трамп превращает внешнюю политику США в систему сделок и прибыли — FT

Дипломатия как бизнес: Трамп превращает внешнюю политику США в систему сделок и прибыли — FT

Почти все международные обязательства Белого дома Трампа имеют бизнес-составляющую.

Президент США Дональд Трамп представил свой новый мирный план завершения войны РФ против Украины как решающий момент для мировой дипломатии. Однако, даже несмотря на то, что на кону стоит судьба наибольшей войны в Европе со времен Второй мировой, Вашингтон пытается заработать на урегулировании кризиса, пишет FT.

В рамках мирного плана, предложенного Вашингтоном, выделяется финансовый пункт: "$100 млрд замороженных российских активов будет инвестировано в возглавляемые США усилия по восстановлению и инвестированию в Украину — США получат 50% прибыли от этого."

"Это подход "а что я с этого буду иметь", — говорит старший научный сотрудник Atlantic Council Чарльз Личфилд.

Хотя такой пункт может быть включен или не включен в окончательное соглашение между Украиной и РФ, он подчеркивает значительно более широкий момент в американской внешней политике во время второго срока Трампа в Белом доме. С магнатом недвижимости на посту президента США и специальными посланниками опытными бизнесменами, вовлеченными в вопросы национальной безопасности, почти все международные обязательства Белого дома имеют бизнес-составляющую.

От обеспечения доступа США к важным полезным ископаемым в Демократической Республике Конго в рамках мирного соглашения с Руандой до "эксклюзивных прав" Штатов на транзитный коридор в рамках соглашения между Азербайджаном и Арменией — Трамп, кажется, постоянно ищет специальные экономические договоренности в обмен на американскую поддержку.

"Каждое взаимодействие с Соединенными Штатами предполагает определенный элемент экономического принуждения в виде получения односторонней экономической выгоды", — сказал один из бывших чиновников Белого дома, работавший под руководством бывшего президента США Джорджа Буша.

Положение, которое позволяет США получать прибыль от инвестиций в Украину из замороженных российских активов, появилось после того, как Трамп уже убедил украинского президента Владимира Зеленского предоставить Америке доступ к инвестициям в сектор критически важных минералов и другие инфраструктурные проекты.

Мирный план, на согласование которого Трамп дал Зеленскому время до четверга, 27 ноября, предлагает российскому диктатору Владимиру Путину и его помощникам путь к отмене санкций против РФ и дополнительное экономическое сотрудничество между Вашингтоном и Москвой в качестве вознаграждения за прекращение войны.

"Я думаю, быстрой победой для них будет то, что богатые россияне будут изъяты из списка санкций и смогут снова покупать популярную недвижимость в Нью-Йорке", — отмечает Личфилд.

Хотя для США не является чем-то необычным добавлять экономический элемент к своим дипломатическим кампаниям — через торговлю, инвестиции или регуляторные каналы, эксперты говорят, что требования второй администрации Трампа по заключению сделок больше напоминают стратегии небольшого инвестиционного банка или частной инвестиционной компании, чем правительственной политики. По словам критиков, бизнес-характер администрации распространяется также на частный сектор и внутренние дела.

"Идея, что администрация имеет автономные экономические интересы, отделенные от национальных интересов, является новой", — сказал бывший высокопоставленный чиновник Белого дома.

"Вы хотите, чтобы ваше соглашение с Комитетом по иностранным инвестициям США было одобрено? Тогда мы хотим золотую акцию. Вы хотите получить доступ к деньгам [субсидиям] Министерства торговли? Тогда мы хотим долю в капитале вашего предприятия", — добавил он, описывая то, что считает подходом второй администрации Трампа.

Международный аспект шантажа Трампа наиболее драматичен. В случае с Украиной американские чиновники настаивали, что экономические и финансовые компоненты мирного соглашения являются решающими, поскольку они подкрепляют гарантии безопасности США для Киева путем усиления экономических связей между двумя странами.

Но критики выражали беспокойство, что экономическое давление Вашингтона на Украину было чрезмерным и ненужным, особенно в начале второго срока Трампа, когда начались разговоры о сделке по критически важным минералам.

В то же время для многих европейских столиц было бы особенно неприятным, если бы Америка получала прибыль от российских замороженных активов, инвестируя обездвиженные средства в восстановление Украины, поскольку большая часть замороженных активов хранится в Европе, а не в США.

По всему миру Трамп почти одержимо сосредотачивался на крупных инвестиционных обязательствах иностранных правительств. Например, Токио пришлось согласиться инвестировать $550 млрд в США, чтобы обеспечить 15% пошлины на японский экспорт в Штаты и защитить свои стратегические и оборонные отношения с Вашингтоном.

А когда наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бин Салман посетил Вашингтон на этой неделе, чтобы заключить новый оборонный пакт, он предложил увеличить запланированные инвестиции своей страны в Штаты с $600 млрд до $1 трлн. Трамп даже предложил увеличить эту сумму до $1,5 трлн.

"Вместе Соединенные Штаты и Саудовская Аравия создают действительно невероятное новое процветание. Мы также творим историю и строим мир", — заявил Трамп.

Вопрос использования замороженных российских активов является одним из самых сложных для союзников Украины: он связан с юридическими, политическими, безопасностными и экономическими рисками. Европейские союзники пытаются согласовать так называемый репарационный кредит для Киева за счет замороженных активов РФ. Однако Бельгия, в депозитарии которой и хранится большинство обездвиженных российских средств, не спешит соглашаться, ведь боится нести финансовую ответственность, если РФ попытается вернуть эти деньги.

В ЕС опасаются, что предложение спецпосланника Трампа Стива Уиткоффа о доходах для США в рамках мирного плана еще больше усложнит принятие этого кредита. Представитель одного из правительств ЕС, говоря на условиях анонимности, выразил возмущение планами администрации Трампа заработать на замороженных российских активах, заявив в комментарии FT, что "Уиткоффу нужно обратиться к психиатру".

Источник материала
loader
loader