Украинский бренд BEVZA снял с продажи елочные украшения "Пять колосков" после волны критики из-за названия, созвучного с народным названием репрессивного постановления перед Голодомором. Скандал разгорелся после презентации набора перед Днем памяти жертв Голодомора, сообщает "Украинская правда".
Коллекция вызвала недовольство из-за прямой ассоциации со сталинским "законом о пяти колосках". Представители бренда заявляли, что набор является "данью памяти поколений" и "станет оберегом праздничного дома". Пользователи соцсетей назвали такую подачу неуместной в контексте трагической истории геноцида.
В набор стоимостью 3950 грн входили пять колосков - четыре золотых и один "обожженный". В BEVZA объясняли, что они "олицетворяют возрождение, надежду и единство поколений" и символизируют "силу земли, труд рук и свет даже в темные времена". В заявлении бренда звучало и то, что "сегодня, когда украинские поля снова пылают", колоски являются знаком выносливости и надежды.
После первых негативных комментариев основательница бренда Светлана Бевза опубликовала собственную позицию. Она отметила, что колоски BEVZA создает с 2018 года.
"Смысл, вложенный в создание украшений - это прежде всего уважение силы к выживанию украинского народа, память о каждом украинце, кто не встретит больше Рождество, напоминание о том, через что прошли предыдущие поколения, и какую цену мы платим сейчас ради рождественских елок, ради сохранения украинских символов. И колоски - одни из символов этой борьбы", - написала Бевза.
Бевза рассказала также личную историю о своем дедушке, который родился в 1918 году. Он ей рассказывал о ценности колосков, силу корней и учил любить Украину, что повлияло на творчество Бевзы. По словам дизайнера, бренд годами работает с украинской символикой и распространяет "украинскую культуру и историю за рубежом". В то же время извинений в заявлении не прозвучало.
Руководительница Музея Голодомора-геноцида Леся Гасиджак напомнила, что "пять колосков" - это народное название постановления, по которому людей наказывали даже "за поднятую с колхозного поля горсть зерна". Она описала наказание, когда осужденных вместе с семьями специально обрекали на голодную смерть. По данным Украинского института национальной памяти, за менее чем пять месяцев по этому постановлению осудили 54 645 человек, среди них 2110 - к смертной казни.
Гасиджак риторически спросила, знают ли авторы историю своей страны и действительно ли кто-то повесит такой набор на елку. Журналистка Анастасия Федченко отметила, что набору не хватает "фигурок пухлых от голода крестьян", и вспомнила другие проявления циничного маркетинга, которые появлялись ранее. Журналист и военный Евгений Спирин написал, что бренд мог бы выпустить "костюмы в садик малышам в виде формы ГУЛАГа".
Критика от документатора военных преступлений Анны Мамоновой содержала саркастические предположения о будущих "новогодних шахэдах" или "разрушенном бомбой драмтеатре". Ведущая Юлия Гаврилова назвала украшения "декором "Голодной тусы"", намекая на скандальную вечеринку блогеров 2021 года в День памяти жертв Голодомора. Гаврилова обратила внимание на то, что словосочетание "пять колосков" хорошо гуглилось накануне годовщины, предполагая элемент маркетинговой спекуляции.
На фоне дискуссий историк Татьяна Швыдченко заметила, что украинским символом могли бы быть абстрактные колоски. Она подчеркнула, что "пять колосков" - это не просто образ, а название закона, который легализовал аресты и расстрелы взрослых и детей.
"Каким образом "пять колосков" могут быть новогодними украшениями на елку и чествовать "силу к выживанию украинского народа"? Что именно здесь празднуется и почему для кого-то уместно превращать символ геноцида в декор", - подытожила Швыдченко.
После волны критики бренд объявил, что серию "Пять колосков" сняли с продажи. В BEVZA отметили, что с уважением отнеслись к комментариям и пересмотрели решение о реализации набора.
