/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F53%2F6d0c8e302aea5bec7f93c5bd8f2c1336.jpg)
"Главная угроза": саркофаг ЧАЭС может не выдержать новый удар ВС РФ, — директор станции
Чернобыльская атомная электростанция снова оказалась в зоне повышенного риска из-за возможных повторных российских ударов. Руководство объекта предупреждает, что новая атака может иметь критические последствия для системы защиты разрушенного реактора.
Как сообщает France24, об этом в интервью агентству AFP заявил директор Чернобыльской АЭС Сергей Тараканов. По его словам, нынешнее состояние защитных конструкций делает их особенно уязвимыми, а любое новое попадание ракеты или беспилотника, или даже мощный взрыв вблизи станции, может поставить под угрозу целостность внутреннего укрытия.
Он напомнил, что с начала полномасштабного вторжения России в феврале 2022 года Украина неоднократно фиксировала удары по территории Чернобыльской АЭС. Речь идет об объекте, где в 1986 году произошла авария на реакторе, последствия которой до сих пор считаются самыми тяжелыми в истории ядерной энергетики.
Объясняя текущую ситуацию, Тараканов отметил, что в начале этого года один из российских ударов повредил внешнюю защитную оболочку. В результате в конструкции образовалось отверстие, после чего Международное агентство по атомной энергии официально предупредило: укрытие потеряло часть своих основных функций безопасности.
Именно из-за этих повреждений, процесс полного восстановления будет длительным и сложным. По предварительным оценкам, на возвращение защитным системам всех необходимых функций понадобится минимум три-четыре года.
В то же время он предостерег, что угроза не ограничивается уже нанесенными повреждениями. В случае повторной атаки, особенно с применением мощных ракетных систем, ситуация может резко ухудшиться. В частности, взрыв ракеты типа "Искандер", даже без прямого попадания, способен вызвать локальные сейсмические колебания.
Такие колебания, по словам Тараканова, могут иметь эффект "мини-землетрясения", который представляет прямую опасность для внутреннего укрытия. В этом случае, подчеркнул он, нет никаких гарантий, что конструкция выдержит нагрузку, а именно это сегодня является главным риском для объекта.
Сейчас разрушенный энергоблок ЧАЭС защищен двумя оболочками. Внутренний сталебетонный саркофаг был возведен в срочном порядке после катастрофы 1986 года, а впоследствии над ним установили современную арочную конструкцию — Новый безопасный конфайнмент, призванный обеспечить долгосрочную изоляцию радиоактивных материалов.
Именно этот внешний защитный контур получил серьезные повреждения в феврале в результате удара российского беспилотника. Тогда пожар в металлической обшивке конструкции существенно ослабил ее защитные свойства и усложнил дальнейшую эксплуатацию. Как следствие, новый безопасный конфайнмент потерял сразу несколько ключевых функций безопасности. Их восстановление потребует не только времени, но и значительных технических и финансовых ресурсов. Вместе с тем, по результатам недавней инспекции, МАГАТЭ сообщило, что несмотря на потерю части функций содержания, несущие конструкции укрытия и системы радиационного мониторинга не получили необратимых повреждений.
Кроме того, Тараканов отметил, что радиационный фон на территории Чернобыльской АЭС остается стабильным и не превышает допустимых норм. Отверстие, образованное в результате попадания дрона, уже временно закрыто защитным экраном. Однако, добавил он, полной герметизации еще не достигнуто: около трехсот меньших отверстий, сделанных во время тушения пожара, до сих пор требуют заделки. Именно устранение этих повреждений является одной из первоочередных задач в рамках восстановительных работ.
Также Фокус писал, что 1 октября в результате удара ВС РФ на Чернобыльской АЭС блэкаут длился более трех часов. Для целенаправленного удара враг применил более 20 БпЛА.

