«Не за работу в тылу»: Верховный Суд о выплате премий сотрудникам ГСЧС
Верховный Суд разъяснил, можно ли использовать средства резервного фонда государственного бюджета для выплаты премий сотрудникам ГСЧС, которые не работали в районах боевых действий, сообщает sud.ua.
Как указано в постановлении Верховного Суда по делу № 420/28471/23, средства резервного фонда имели строго целевое назначение и могли использоваться только для выплаты дополнительного вознаграждения и денежного обеспечения рядового и начальствующего состава гражданской защиты, а также отдельных категорий работников, непосредственно участвовавших в тушении пожаров, аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также в обезвреживании взрывоопасных предметов в районах боевых действий.
Суд рассматривал кассационную жалобу Управления Южного офиса Госаудитслужбы в Херсонской области на решение апелляционного суда.
Обстоятельства дела
Должностными лицами Госаудитслужбы проведена ревизия отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Главного управления ГСЧС Украины в Одесской области за период с 1 января 2021 года по 31 марта 2023 года. По результатам ревизии составлен акт и требование об устранении выявленных нарушений, которое включает шесть пунктов, два из которых оспаривал истец. Согласно требованию истца, должно было быть проведено возмещение ущерба средств резервного фонда государственного бюджета в связи с выплатой дополнительных премий сотрудникам ГУ ГСЧС в Одесской области (финансовой части, юридического отдела, водителям транспортных средств, обслуживающему персоналу и т.д.), которые непосредственно не привлекались к тушению пожаров, аварийно-спасательных и других неотложных работ, обезвреживанию взрывоопасных предметов в районах боевых действий. В случае невозможности возмещения предусматривалось обеспечить возмещение в соответствии со статьями 216–222 Хозяйственного кодекса Украины ущерба, причинённого завышением стоимости товаров оборонного назначения за счёт включения в их стоимость прибыли.
Истец указывал, что при проведении ревизии ответчиком не были учтены нормы действующего законодательства, поскольку истец не является главным распорядителем бюджетных средств или субъектом отчётности, а лишь получателем средств от соответствующего исполнителя бюджетной программы. На момент выплат сотрудникам службы по чрезвычайным ситуациям управление руководствовалось действующими приказами ГУ ГСЧС Украины в Одесской области, которые подлежали обязательному исполнению.
Решением окружного административного суда в иске отказано. Суд первой инстанции установил, что список сотрудников, которым выплачены денежные премии за счёт средств резервного фонда, формировался непосредственно сотрудниками ГУ ГСЧС в Одесской области без учёта информации о фактическом участии в тушении пожаров, аварийно-спасательных и других неотложных работах, обезвреживании взрывоопасных предметов.
Постановлением апелляционного административного суда решение суда первой инстанции было отменено частично — относительно отказа в проведении работы по возмещению ущерба средств резервного фонда в связи с выплатой премий, и в этой части принято новое решение, которым иск удовлетворён.
Решение Верховного Суда
Верховный Суд удовлетворил кассационную жалобу, отменил постановление апелляционного суда, а решение суда первой инстанции оставил в силе.
Анализ приказов о выплате дополнительных премий показал, что премии начислялись с целью повышения социального обеспечения сотрудников и организации оплаты труда. Выплата дополнительных премий сотрудникам производилась с апреля по сентябрь 2022 года на основании табелей учёта рабочего времени за фактически отработанные дни. Кроме того, сотрудникам ГУ ГСЧС в Одесской области, помимо дополнительных премий, по результатам работы начислялась месячная премия, которая в среднем составляла около 100% за период апрель–сентябрь 2022 года.
Ревизией установлено, что в 2021–2023 годах к смете ГУ ГСЧС в Одесской области была включена завышенная потребность в бюджетных средствах на премирование. Например, на 2021 год по смете на премирование предусмотрены выплаты в размере 110% годового фонда всех компонентов зарплаты, аналогично на 2022 год — 100%.
Таким образом, средства резервного фонда имели особое целевое назначение и выделялись исключительно для выплаты дополнительного вознаграждения и денежного обеспечения лиц рядового и начальствующего состава гражданской защиты, а также отдельных категорий работников, непосредственно участвовавших в работах в районах боевых действий, а не для сотрудников, выполнявших вспомогательные обязанности, которые имели право на премии из других источников.
Следовательно, выплата дополнительных премий сотрудникам ГУ ГСЧС в Одесской области (финансовой части, юридического отдела, водителям, обслуживающему персоналу и т.д.), которые не привлекались к тушению пожаров, аварийно-спасательных и других неотложных работ, обезвреживанию взрывоопасных предметов в районах боевых действий, нарушает порядок использования средств согласно распоряжениям Кабинета Министров Украины № 341-р и № 442-р.
Верховный Суд пришёл к выводу, что истцом были потрачены средства резервного фонда на выплаты премий сотрудникам, которые не участвовали в перечисленных работах, что не предусмотрено законодательством.
Законность и правильность расчёта суммы ущерба может проверяться судом по иску органа финансового контроля к виновным лицам, а не в рамках дела о признании требования незаконным. В случае отказа от добровольного возмещения, ущерб будет взыскан в судебном порядке с лица, его причинившего. Если истец не согласен с суммой к возмещению, он может оспорить её именно в судебном процессе, инициированном контролирующим органом.

