Закроются ли в Украине тюрьмы, если открыть в них школы
Закроются ли в Украине тюрьмы, если открыть в них школы

Закроются ли в Украине тюрьмы, если открыть в них школы

У 21-летней Александры вся жизнь до заключения была связана с криминалом. Впервые об образовании она задумалась уже при отбывании наказания. Говорит, что возможность учиться для нее – это способ подготовиться к жизни вне исправительного учреждения. Девушка прошла курс обучения на парикмахера и сейчас получает образование психолога.

46-летний Алексей с 14 лет употреблял наркотики. С тех пор получил не один приговор. Возможность в колонии пройти курс обучения на социального работника и уже во время отбывания наказания начать предоставлять услуги по противодействию ВИЧ и туберкулезу другим осужденным он сравнивает с глотком воздуха. Свою жизнь после освобождения планирует связать с социальной сферой.

40-летний Александр также отбывает наказание не впервые. На свободе он не имел ни образования, ни работы и, по его словам, не знал, как можно жить, не совершая преступлений. Сейчас убежден: получать образование в колонии легче, потому что здесь есть время и возможности. Получив специальность столяра, Александр выполняет заказы на изготовление дверей, гробов, мебели и окон.

48-летний Сергей на свободе занимался утеплением домов. Возможность продолжать подобное ремесло в колонии для него – способ не потерять уже имеющиеся навыки. Мужчина выполняет государственные заказы, к которым допускаются только осужденные с соответствующим образованием. Его он получил непосредственно в колонии. За время отбывания наказания он стал квалифицированным сварщиком, электриком и столяром.

Читайте также
"Можем лопнуть". Малюська заявил о переполнении тюрем, мобилизация должна помочь

Эти истории демонстрируют типичные причины, по которым люди оказываются в местах лишения свободы: отсутствие образования, работы, профессиональных навыков и понимания, как зарабатывать легально, не нарушая закон. Но потребность в образовании и трудоустройстве по специальности объединяет не только упомянутых людей, но и более 30 тысяч других, кто находится в учреждениях исполнения наказаний в Украине.

Тюрьма и школа

"Кто экономит на школах, тот строит тюрьмы" – это известная пословица, приписываемая различным историческим фигурам, чаще канцлеру Германии Отто фон Бисмарку. Говорил что-то подобное "Железный канцлер" или это исторический вымысел, точно неизвестно, но похожие мысли высказывали разные деятели за века от наших времен.

Лично мне больше нравится фраза Виктора Гюго "Кто открывает школу, тот закрывает тюрьму" (в оригинале "Celui qui ouvre une porte d'école, ferme une prison"). Она указывает на глубокую связь между уровнем образования в обществе и уровнем преступности, где образование является средством профилактики правонарушений.

К тому же, качественное обучение дает человеку не только знания, но и моральные ориентиры, и социальные навыки. Образованный человек получает больше возможностей реализовать себя законным путем, найти работу и интегрироваться в общество, что существенно снижает вероятность того, что он выберет путь криминала.

Образование учит человека критически мыслить и нести ответственность за свои поступки. Человек, умеющий анализировать ситуацию и последствия своих действий, менее подвержен деструктивному поведению или манипуляциям со стороны криминальных структур.

Читайте также
"Тюрьма нуждается в переосмыслении". Что происходит с приватизированными колониями

Реформы пенитенциарной системы: от карательной к исправительной

Пока человек отбывает наказание, система должна дать ему шанс на исправление. И образование – ключевой инструмент этого процесса.

Впервые за годы независимости Украины на уровне государственной политики об изменении философии пенитенциарной системы с карательной на реабилитационную заговорили в 2018 году. Именно тогда Министерство юстиции завершило разработку "Паспорта реформы пенитенциарной системы Украины", где впервые публично был задекларирован курс на ресоциализацию.

Сегодня в Стратегии реформирования пенитенциарной системы до 2026 года среди целей Министерства юстиции зафиксировано:

  • расширение возможностей для получения осужденными формального, неформального и информального образования, в частности с использованием дистанционных технологий;
  • изменение подходов к привлечению осужденных к труду как средства ресоциализации и создание дополнительных стимулов для полезной занятости.

Для Украины как страны-кандидата на членство в Европейский Союз системное внедрение образования в тюрьмах является элементом евроинтеграционных обязательств.

Европейские пенитенциарные правила Совета Европы определяют образование как ключевой элемент ресоциализации и отмечают, что оно должно быть максимально приближенным к образованию в обществе, с использованием современных технологий.

Также и в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными ООН подчеркнуто, что образование должно быть направлено на полное развитие личности и подготовку к возвращению в общество, без дискриминации по форме его предоставления.

Политики ЕС в сфере образования взрослых и обучения в течение жизни предусматривают активное использование цифровых форматов и охват уязвимых групп, включая тех, кто находится в местах лишения свободы.

Образование в тюрьмах во время войны

На фоне полномасштабной войны эти вопросы могут казаться не актуальными. Пенитенциарная система никогда не была в топе государственных приоритетов, а в условиях войны ресурсы закономерно направляются на оборону и обеспечение функционирования критической инфраструктуры. Впрочем, именно война обострила дефицит человеческого и трудового ресурса и заставила по-новому посмотреть на потенциал людей в местах лишения свободы.

Десятки тысяч людей отбывают наказание, и значительная часть из них в ближайшие годы вернется в общество. Инвестиции в их образование – это не только вопрос прав человека, но и элемент государственной стратегии сохранения и развития человеческого капитала.

Цифровизация образования в колониях, развитие профессионального обучения и создание условий для сохранения и развития навыков позволяют готовить будущих работников и налогоплательщиков уже во время отбывания наказания. В контексте послевоенного восстановления образование осужденных должно рассматриваться как инструмент восстановления экономики, уменьшения социальных рисков и повышения устойчивости общин.

Читайте также
Импорт преступников и военнопленных: Эстония планирует зарабатывать на полупустых тюрьмах

Примеры эффективных инициатив

С 2018 года мы работаем над усовершенствованием образования в тюрьмах и реализуем инициативы, доказавшие свою эффективность на практике:

  • онлайн-курсы жизненных навыков;
  • профессиональная подготовка сварщиков, столяров, поваров и парикмахеров в сотрудничестве с государственной службой занятости в нескольких колониях в Ровенской и Тернопольской областях;
  • обучение консультантов "равный – равному" с последующим трудоустройством осужденных и тому подобное.

Только в течение 2025 года в FREE ZONE было трудоустроено более 100 осужденных по договорам гражданско-правового характера. Кроме этого, в 26 учреждениях исполнения наказаний обустроены кабинеты дистанционного образования и передано более сотни планшетов, что позволило осужденным учиться в учреждениях высшего образования и проходить онлайн-курсы без нарушения режимных требований.

Эти примеры демонстрируют, что пенитенциарная система уже имеет базовые ресурсы и институциональные возможности для внедрения формального и неформального образования. В то же время образование осужденных в Украине до сих пор развивается фрагментарно и в значительной степени зависит от проектного финансирования, без гарантий устойчивости и масштабирования.

Инвестиция в восстановление страны

Образование в тюрьмах – это не "поблажка" для преступников, как мне часто приходится слышать, а стратегическая инвестиция в безопасность и восстановление страны. Без образовательных возможностей исправительное учреждение становится "академией преступности", а с ними – "пропуском" в общество, способным разорвать круг рецидивов. Государства, ставящие обучение в центр пенитенциарной системы, строят более безопасные общества, тратя сэкономленные на содержании рецидивистов миллиарды на гуманитарные нужды населения.

Сегодня вопрос образования в тюрьмах – это уже не только о судьбе отдельных людей. Это о недооцененном потенциале для страны. Люди в местах лишения свободы должны стать ресурсом для общества при условии их поддержки и создания соответствующих условий для их развития.

Случаи, когда люди, получив профессию во время отбывания наказания, после освобождения работают для военных нужд или по специальности в Вооруженных Силах Украины, уже не единичны. И таких историй может быть значительно больше.

Нам нужен комплексный подход к работе с людьми – как во время отбывания наказания, так и после освобождения. Образование должно быть совмещено с возможностью трудоустройства, легального заработка, уплаты налогов и поддержки семьи. Только тогда система исправления начнет работать не формально, а как инвестиция в безопасность, экономику и восстановление Украины.

Хотите стать колумнистом LIGA.net - пишите нам на почту. Но сначала, пожалуйста, ознакомьтесь с нашими требованиями к колонкам.

Статьи, публикуемые в разделе "Мнения", отражают точку зрения автора и могут не совпадать с позицией редакции LIGA.net
Источник материала
loader
loader