Виталий Бала. Пока коррупция преодолевается только на словах, нас никто не ждет в «европейском клубе»
Виталий Бала. Пока коррупция преодолевается только на словах, нас никто не ждет в «европейском клубе»

Виталий Бала. Пока коррупция преодолевается только на словах, нас никто не ждет в «европейском клубе»

В конце января 2026 года дискуссии вокруг сроков вступления Украины в Европейский Союз приобрели особую остроту после серии резонансных заявлений западных лидеров. Президент Владимир Зеленский выразил надежду, что Украина сможет стать полноправным членом блока уже в 2027 году, однако эта амбициозная цель натолкнулась на жесткую позицию Берлина. Канцлер Германии Фридрих Мерц категорически отверг такую возможность, назвав вступление в эти сроки «исключенным и невозможным», подчеркнув необходимость длительного процесса реформ. К критике присоединился и министр иностранных дел Люксембурга Ксавье Беттель, который предостерег Киев от выдвижения ультиматумов и напомнил о незыблемости Копенгагенских критериев. Такая риторика партнеров вновь актуализировала вопрос готовности Украины к выполнению правил «европейского клуба» на фоне войны и внутренних проблем.

Интернет-издание From-UA попросило прокомментировать заявления европейских лидеров и реальные перспективы евроинтеграции политтехнолога, директора Агентства моделирования ситуаций Виталия Балу. Наш вопрос касался того, действительно ли нас ждут в ЕС в ближайшее время, или это лишь байки для поддержания надежды в обществе?

— Этот вопрос действительно «заезженный», потому что я об этом уже неоднократно говорил: проблема заключается в том, что действующая власть в Украине думает, будто она может делать все что угодно, прикрываясь войной, и что для нее сделают исключение. Они не понимают, что существуют определенные правила, и если их не соблюдать, то никто не будет нас ждать в этом «клубе». Нам постоянно рассказывают, что именно нам нужно делать, но это только на словах делается в Украине. Я имею в виду, в первую очередь, коррупцию, свободу слова, верховенство права и тому подобное.

По всем тем пунктам, по которым у нас есть проблемы, нам говорили еще до того, как было подписано Соглашение об ассоциации с ЕС. Нас тогда предупреждали, но пошли нам навстречу, ну и сейчас так же колеблются. Недаром министр иностранных дел Люксембурга заявил, что не нужно нам никаких ультиматумов ставить. То есть эта политика требований, каких-то обид и обвинений, которую публично периодически проводит Зеленский, является ошибочной — она портит в целом отношения Украины с нашими партнерами. Ну, в первую очередь свои собственные отношения, но это отражается и на всей Украине.

Хотя тот же министр иностранных дел Люксембурга сказал, что это все равно ничего не изменит и Европа будет поддерживать Украину. Но что касается ультиматумов о вступлении, там как раз также речь идет обо всех этих правилах, которые нужно выполнять, иначе вас там никто не ждет. Здесь вопросы абсолютно понятны: либо ты принимаешь правила того клуба, в который хочешь вступить, либо ты в этом клубе не будешь.

— А вопрос НАТО — насколько он актуален сейчас для Украины? Это неразрывные темы, или все же они разные и требуют отдельных дискуссий?

— Они не могут быть тождественными по одной простой причине. И очень ярким примером здесь является Турция, которая является членом НАТО, но не является членом ЕС и уже десятки лет никак не может туда вступить. Этот вопрос у нас закреплен в Конституции, в информационном пространстве он связан, и даже в прежних опросах задавали вопросы одновременно и о НАТО, и о ЕС. Но, как говорят в Одессе, это не одно и то же, есть небольшая разница.

И опять же, если говорить о НАТО, я также об этом неоднократно упоминал, когда уже Байден открытым текстом говорил о том, что нам нужно бороться с коррупцией, в то время как Зеленский ездил и требовал: «Почему мы не в НАТО? Почему мы не вступаем?». Ничего не изменилось с тех пор. Просто Байден на это спокойно (публично, по крайней мере) не реагировал, никаких резких действий не предпринимал, но видел, что уже всех это достало.

Что касается НАТО — там уже идет, наверное, переосмысление в связи с позицией Трампа. Да, Альянс усилился, когда началось широкомасштабное вторжение России, но когда пришел Трамп, там сейчас ситуация непростая. Поэтому в данном конкретном случае, я об этом также давно говорил и сейчас хочу повторить: у нас, как по мне, немного неправильно это определено с точки зрения понимания. Потому что вступление в НАТО или вступление в ЕС не должно быть самоцелью Украины. Это лишь инструменты, которые нам помогут достичь цели, чтобы Украина: а) была в безопасности с точки зрения военной мощи, и б) уровень жизни людей был такой, как в Европе.

Это нужно использовать только как инструмент. Поэтому, если мы говорим о вопросах безопасности, то вариант НАТО уже не является таким абсолютным, как раньше. То есть посмотрим, чем все это закончится в НАТО. Я думаю, что нам не нужно забывать и параллельно стоит думать об определенных военно-политических союзах — двусторонних или трехсторонних. То есть нужно смотреть на все более масштабно и широко.

Источник материала
loader
loader