/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F432%2F99892887b1858fbbb1b37602644f4db7.jpg)
Иран изменил правила ядерных переговоров: Стамбул или Оман?
В начале февраля, когда дипломатические усилия сосредотачивались на подготовке к переговорам по ядерному соглашению, появилась информация о планах проведения встречи в Стамбуле. К участию уже были приглашены несколько арабских и мусульманских стран в качестве наблюдателей, что создавало многосторонний формат для обсуждения.
Иранская сторона, представители которой, как ожидалось, должны были возглавить переговорную команду вместе с посланником Белого дома Стивом Виткоффом, внезапно отказалась от ранее достигнутых договоренностей. Глава МИД Ирана Аббас Аракчи, который провел телефонные переговоры со своими коллегами из Омана и Турции, а также с премьер-министром Катара, теперь выдвигает новые условия.
Главное требование Тегерана заключается в переносе переговоров из Стамбула в Оман. Кроме того, Иран настаивает на проведении их в двустороннем формате — только с Соединенными Штатами, отказываясь от участия других стран-наблюдателей. Эти изменения могут свидетельствовать о желании Тегерана обсуждать исключительно ядерную программу, а не другие проблемные вопросы.
Эти новые запросы от Ирана рассматриваются как признак более сильной позиции. Они произошли на фоне предыдущих событий: 18 января 2026 года медиа [Axios](https://www.axios.com/2026/02/03/iran-us-nuclear-negotiations-format) сообщало, что американские военные были готовы нанести удар по Ирану по приказу Дональда Трампа, однако приказ так и не поступил. 26 января президент США заявил, что направил "большую армаду" в регион, но верит в желание Тегерана заключить соглашение.
В настоящее время ситуация остается напряженной, ведь, как сообщает СМИ, если новые требования Ирана сорвут пятничные переговоры, это может оттолкнуть президента Трампа от дипломатического пути и подтолкнуть его к военному варианту. Эта ситуация разворачивается в то время, когда Соединенные Штаты уже сосредоточили значительную военную мощь в Персидском заливе.
Виткофф, представитель США, уже провел встречу в Израиле с премьер-министром Беньямином Нетаньяху, где обсуждалась иранская тематика. Это подчеркивает чувствительность и высокие ставки в текущем дипломатическом кризисе, который потенциально может повлиять на стабильность в регионе.
Многосторонние переговоры по ядерной программе Ирана традиционно сопровождались сложностями и противоречиями между их участниками. Попытки Тегерана диктовать условия переговоров не являются чем-то новым, но в нынешней ситуации это воспринимается как обострение, несмотря на предыдущие угрозы применения военной силы со стороны США.
Кроме того, стоит отметить, что по мере развития событий Хаменеи пригрозил региональной войной в случае, если Соединенные Штаты нанесут удары по Ирану. Это свидетельствует о высоком уровне напряжения и возможных последствиях. Ситуация вокруг ядерного соглашения постоянно меняется, и каждая сторона пытается укрепить свои позиции.
Дальнейшие шаги обеих сторон будут определяющими для сохранения мирного разрешения конфликта или риска эскалации. Международное сообщество с обеспокоенностью наблюдает за развитием событий, понимая потенциальные глобальные последствия.

