«Территория рабочей силы»: Нищие учителя, закрытые вузы стали перспективой украинского образования
«Территория рабочей силы»: Нищие учителя, закрытые вузы стали перспективой украинского образования

«Территория рабочей силы»: Нищие учителя, закрытые вузы стали перспективой украинского образования

Министр образования и науки Анна Новосад сообщила, что на обещанное повышение зарплат учителям нет денег, хотя образовательная реформа прежней власти продолжится.

«Утвердило предыдущее правительство».

Глава Министерства образования и науки Анна Новосад сообщила о нехватке денег на повышение зарплаты учителей.

В настоящее время постановление предыдущего правительства не учтено в проекте госбюджета-2020.

Напомним, что Решение о новом этапе повышения зарплат учителей правительство приняло в июле 2019 года.

По словам тогдашнего премьера Владимира Гройсмана, зарплата молодого учителя, который получает со всеми надбавками около 5400 грн в месяц, составит 7643 грн (+41,3%).

А опытный учитель, дескать, будет получать с января следующего года 10 500 грн и больше.

Теперь министр образования нового правительства заявляет: Минфин давал сводную информацию из регионов, это дополнительно почти 45 млрд грн.

Анна Новосад подчеркнула, что для экономики Украины это «гигантские средства, которые надо откуда-то вытянуть, у кого-то их забрать» и отдать педагогам.

«Я как министр образования была бы очень рада так сделать, но другие министры, видимо, не очень поймут.

Работаем с Минфином, с премьером, чтобы повысить зарплаты педагогам, но в ближайшее время будет немножко другой инструмент, как это сделать», – подчеркнула Новосад.

Вместе с тем новый министр подтвердила курс на осуществление реформы «Новая украинская школа» (НУШ), утвержденный прежним правительством.

Более того, она намерена ускорить реформу.

По ее словам, первый 10 класс НУШ должен был быть реализован в школе 2027.

Но есть запрос на перемены не только от родителей 1-2 классов, но и всех остальных.

«Должны убедить всех, что учиться на год дольше - это классно.

Сейчас разрабатываем различные сценарии, после чего обязательно представим их на широкое общественное обсуждение», - сказала Анна Новосад.

Реформа же базовой школы, по ее словам, начнется через три года, когда нынешний 2-й класс пойдет в 5-й.

Она не стала уточнять, почему именно учиться на год дольше «это классно».

Следует напомнить, что реформа НУШ предусматривает переход на 12-летнее школьное обучение, а также сокращение продолжительности бакалаврата по ряду специальностей до 3 лет.

Общая продолжительность обучения после реформы будет такой же, как и раньше: если 11 классов школы и 4 вместе бакалаврата составляют 15 лет, то и 12 классов реформированной школы плюс 3 бакалаврата, в целом, составят тоже 15 лет.

Хотя в целом срок обучения останется прежним, в школьной реформе взят курс на переход «от знаний к компетентностям».

В 2018-м стартовала реформа в начальной школе.

Ученикам первого класса новой украинской школы не задают домашних заданий.

А время на их выполнение в других классах младшей школы ограничено: школьники второго класса должны тратить на домашнее задание не более 45 минут, третьеклассники — не более 1 ч и 10 минут, ученики четвертого класса — не более 1 ч и 30 минут.

В первых двух классах НУШ ученики не получают оценок.

Еще в начале реформирования эксперты били тревогу - реформа обернулась невниманием к знаниям, к усвоению обязательной школьной программы.

Доктор педагогических наук, профессор Людмила Ващенко констатировала тогда, что, согласно новой системе образования, знание является вторичным, а общение - первичным.

«Мы обрекаем наших детей на некомпетентность», - отмечала она.

Доктор педагогических наук Александр Спиваковский писал, что реформа «является прямым путем к интеллектуальному разоружению нации».

«В какую бы красивую обвертку ее ни заворачивали, ее реализация может привести к серьезному падению уровня и качества среднего образования», - отмечал он.

«Вопрос не просто закрыть или кого-то уволить».

Когда начнется анонсированное Новосад реформирование среднего образования, планируется внедрение в школах интегрированных уроков, объединение материала нескольких учебных предметов в один.

Например, вместо физики, химии, биологии, географии и астрономии планируются предметы «природа и человек», «человек и мир».

Язык и литература превратятся в «словесность», а алгебра и геометрия будут объединены в общий курс математики.

Александр Спиваковский подчеркивал в своем блоге о реформе образования: «При таких подходах качественное фундаментальное образование становится привилегией для избранных.

А это фактически обрекает Украину всегда быть лишь территорией дешевой рабочей силы».

Он отмечал, что авторы проекта НУШ отсылали нас к опыту американской publіc school.

«Но там и не скрывают, что главное — не знания, а социализация.

То есть человеку дают определенный набор умений и компетенций, который позволяет потом как-то устроиться в жизни.

Стать, например, автослесарем, парикмахером и т.

Потому что хороших менеджеров, программистов там учат совсем в других школах.

А не хватит своих — американское правительство пригласит высококлассных специалистов из других стран.

В том числе и из Украины», - писал он в 2016 году.

Любопытно, что теперь, в 2019-м о специалистах из Украины уже не говорят.

Министр образования и науки Анна Новосад прямо заявляет: «Мы очень бы хотели перевернуть пирамиду, когда у нас огромный процент идет в высшие учебные заведения, а всего около 30% идет в учреждения профессионального образования».

Поэтому для госфинансирования к вузам выдвинут ряд требований: показатели трудоустройства выпускников, качество научной деятельности, присутствие в международных рейтингах и т.

Отметим, что всего шесть украинских университетов попали в рейтинг QS ТОП-1000 вузов мира.

Следует полагать, что остальным грозит сокращение финансирования.

Новосад сообщила, что приоритетом нового правительства станет профтехобразование.

Дескать, недавно она встречалась с неким представителем крупного аграрного бизнеса, который вкладывает средства, в частности, в профессиональное образование из-за нехватки трактористов и других работников.

Министр выразила убеждение, что профессиональное образование должно предоставлять квалификации и учить тем профессиям, которые востребованы на рынке труда.

Очевидно, при таком подходе следовало бы ожидать роста финансирования профессионально- технического образования.

Но министр этого не обещает.

«Мы должны сконцентрироваться на том, чтобы инвестировать госсредства в меньшую часть учреждений профессионального образования, но лучших».

По ее словам, сейчас в Украине более 700 учреждений профессионально-технического образования.

Но вместо привычных ПТУ (колледжей) и техникумов в Минобразования планируют финансировать некие многопрофильные центры подготовки, которые будут «иметь нормальную оплату и хороших специалистов, которые будут отвечать запросу работодателей».

Следует отметить, что все техникумы и колледжи, которые являются самостоятельными юридическими лицами, уже перешли на областное финансирование.

Не переданы только находящиеся в структуре государственных вузов, потому что среди них есть заведения национального значения.

Однако министр заявляет: «Есть ли смысл держать в области несколько заведений, которые готовят по одной и той же профессии? И то, и другое заведение мы удерживаем из государственных или местных средств.

И что имеем на выходе? Отсутствие оборудования, плачевное состояние помещений и содержание здания ни к чему хорошему не приводят.

Здесь вопрос не просто закрыть или кого-то уволить, а как ограниченные средства направлять в лучшие заведения, поддерживать лучших, делать способных успешнее.

Это адекватная цель политики».

Джерело матеріала
loader
loader