Кодекс "под кого-то": кому хотят отдать надзор за электронными коммуникациями в Украине/Как фирма уволенного за нарушение экс-руководителя УГЦР может получить контролирующие функции в сфере надзора за частотами
Кодекс "под кого-то": кому хотят отдать надзор за электронными коммуникациями в Украине/Как фирма уволенного за нарушение экс-руководителя УГЦР может получить контролирующие функции в сфере надзора за частотами

Кодекс "под кого-то": кому хотят отдать надзор за электронными коммуникациями в Украине/Как фирма уволенного за нарушение экс-руководителя УГЦР может получить контролирующие функции в сфере надзора за частотами

Разработка и внедрение в Украине современного Кодекса электронных коммуникаций, несомненно, дело нужное и чрезвычайно важное в условиях тотального внедрения цифровизации во всех сферах жизни.

Вот только оказывается, что создают его люди, близкие к бывшему "частотному функционеру", экс-начальнику Украинского государственного центра радиочастот Павлу Слободянюку.

Тому самому, к деятельности которого у правоохранителей и Госфининспекции в свое время возникали вопросы на сотни миллионов гривен.

Может ли получиться что-то стоящее из такого "кодекса под кого-то" - разбирался "Апостроф".

"Страна в смартфоне", "цифровая трансформация", "цифровизация правительства", "диджитализация государства" - эти лозунги, не сходят с уст современных политиков, представителей органов власти, повторяются журналистами, экспертами, политологами и политтехнологами, но уже успели надоесть рядовым гражданам.

Ведь все понимают, что придумать и сказать громкий лозунг - это одно, а провести полезную для общества реформу - совсем другое.

Чтобы добраться до воплощения в жизнь, любая цифровая реформа должна пройти всем понятные этапы: разработку и принятие Верховной Радой соответствующих законов, утверждение подзаконных актов на уровне КМУ и ведомств, реализующих государственную политику в сфере телекоммуникаций, информатизации, радиочастотного ресурса, технической защиты информации, киберзащиты и т.

д., и наконец, этап внедрения этих изменений.

По такому принципу должно происходить и внедрение в Украине Кодекса электронных коммуникаций, призванного приблизить украинское законодательство в этой сфере к более прогрессивному на Западе.

С этой точки зрения, законодательная инициатива по разработке нового Кодекса должна была исходить от профильного Комитета Верховной Рады по вопросам цифровой трансформации, в котором работает 10 депутатов под руководством Михаила Крячко.

Но, оказалось, что документ, который презентовали в конце августа, и который должен был бы кардинально изменить электронные коммуникации в Украине, писали в BRDO (Better Regulation Delivery Office) - Офисе эффективного регулирования, который позиционируется как независимый экспертно-аналитический центр.

И именно к составу этой организации, вернее ее части, задействованной в подготовке нового Кодекса, а также к подготовленным ею положеням Кодекса, возникают существенные вопросы.

Поэтому присмотримся к авторам Кодекса более пристально.

Кодекс для бывших.

Определенную популярность на ниве законотворчества BRDO получил, прежде всего, благодаря тому, что им руководил нынешний премьер и экс-руководитель Офиса президента Украины Алексей Гончарук.

Наверное, удивляться тут нечему, ведь понятие и правила лоббизма в Украине никто не отменял.

Но, похоже, в нашем случае именем Гончарука хотят прикрыться, чтобы скрыть вседозволенность.

В частности, за разработку Кодекса отвечает руководитель направления ИТ и телеком BRDO Игорь Самоходский (заменил нынешнего заместителя Министра цифровой трансформации по развитию цифровой инфраструктуры Александра Шелеста) и эксперт сектора ИТ и телеком Надежда Костриба.

При этом в качестве эксперта-консультанта, на общественных началах к разработке также привлекался Владимир Смоляр.

Кто же эти люди?.

Игорь Самоходский не сказать, что очень знаком общественности, ни биографией, ни заслугами.

Опытные специалисты отрасли характеризуют его так: ИТ образования не имеет, опыта и практики нет, какой из него может быть ИТ специалист? Но, то что у него нет опыта работы в сфере - одна беда, а другая заключается в том, что он во многом прикрывается Гончаруком и Шелестом.

Александр Шелест, по официальной версии, проработал в BRDO с 2017 года до назначения на должность заместителя министра цифровой трансформации Украины.

Но возникает вопрос, почему в официально представленной в 2018 декларации в НАПК, господин Шелест не задекларировал доходы полученные в BRDO? Или задекларированные доходы ФЛП в сумме 578,6 тыс.

- это доходы от предоставленных консультационных услуг BRDO за счет грантов международных доноров? А как же BRDO выбирал исполнителя для предоставления консультационных услуг, и, между прочим, почему не на тендерных условиях? А не является ли это схемой уклонения от налогообложения в бюджете Украины?.

В свою очередь, о Кострыбе известно, что в 2003 году она работала начальником Управления правового обеспечения и реформирования собственности Государственного комитета связи и информатизации Украины, в 2007-2008 и позже в 2010 была членом НКРС, в 2009-2010 работала заместителем председателя Государственной администрации связи, а в 2017 году членом Комитета по электронным коммуникациям при ТПП Украины.

И, наконец, с 2018 года она является экспертом сектора ИТ и телеком в BRDO.

Она также считается соучредителем общественной организации "Институт электронных коммуникаций".

Господин Смоляр в 2006-2009 годах успел побывать директором различных департаментов НКРС, а в 2009-2010 годах - первым заместителем председателя Государственной администрации связи.

В 2010 году Смоляр был членом НКРС, а в 2014 - советником Председателя Госспецсвязи, директором Департамента стратегии развития связи Администрации Госспецсвязи и помощником на общественных началах нардепа 6-го созыва Юрия Марокко.

Кроме упомянутого, Смоляр также считается соучредителем ОО "Институт электронных коммуникаций".

Итак, как видим, Кострыба и Смоляр одновременно работали заместителями председателя Государственной администрации связи, являются учредителями одной ОО, а в 2010 году были в один день назначены членами НКРС по представлению Председателя НКРС Владимира Олейника.

г.) Владимир Олейник пользуется у Кострыбы значительным авторитетом.

Олейник, как уже упоминалось, поддерживает тесные связи с Павлом Слободянюком, бывшим первым заместителем председателя Укрчастотнадзора и бывшим начальником УГЦР.

Эти детали важны для понимания того, как Олейник и Слободянюк стали одними из бенефициаров Кодекса, который готовила Кострыба.

Чтобы подробнее разобраться в выгодах бывших чиновников, изучим также и их биографии и финансовые связи.

Загрязненные "эксы".

Итак, Владимир Олейник в свое время (1979-2005 г.

г.) проходил службу в Вооруженных силах, дослужился там до генерал-майора.

При этом дальнейшая его биография связана с частотным наблюдением.

Так, в 2001-2004 годах он был начальником Украинского государственного центра радиочастот и надзора за связью - начальником Государственной инспекции электросвязи Администрации связи Украины, начальник Украинского государственного центра радиочастот.

В течение 2005-2011 годов побывал членом НКРС и даже председателем НКРС, а в 2014 году - членом Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ).

.

Владимир Олейник.

В свою очередь Павел Слободянюк в 2001-2005 годах работал первым заместителем начальника Укрчастотнадзора (то есть, Владимира Олейника), а в течение 2005-2014 годов был начальником (УГЦР).

.

Павел Слободянюк.

Примечательно, что лишился своего поста Слободянюк не по собственному желанию - 15 июля 2014, НКРСИ приняла решение о его освобождении от должности согласно пункту 1 части первой статьи 41 Кодекса законов о труде Украины за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей руководителем предприятия, что могло привести к нанесению вреда УГЦР, в частности, из-за ненадлежащего выполнения этим предприятием задач, предусмотренных законодательством.

Так, проверка Госфининспекции установила значительные - на общую сумму почти 5,3 млн грн - финансовые нарушения в учреждении.

Общая сумма убытков государства насчитывала около 34,6 млн грн.

Также были установлены факты перечисления УГЦР на десятки миллионов гривен предприятиям родственников Слободянюка.

Сейчас Слободянюк зарегистрирован как СПД, и засветился в связях с рядом предприятий, как в Украине, так и за ее пределами.

В частности, в Украине он имеет отношение к деятельности предприятий ООО "Мотто ЗАПАД", ООО "КРЕНДЕЛЬ", ООО "САЛАТЕЙРА" и ООО "САЛАТЕЙРА-Аладдин" и открыл фирму ARKOS Company в Чехии.

Интересно, что семья Олейника также имеет фирму в Чехии - Krokus Company SRO, которая находится на той же улице, что и фирма Слободянюка и управляется тем же человеком.

Что касается предприятий Слободянюка, то с ними связаны довольно интересные факты.

Так, соучредителем ООО "Мотто ЗАПАД" вместе с Слободянюком является некий Михаил Перепелкин, другая компания которого - ООО "АВАНТ-ГАРДЭ" - является фигурантом громкого дела, как фирма "прокладка" для вывода миллионных сумм.

Соучредителем другой компании - ООО "Крендель", вместе с Слободянюком является Виталий Агеев, среди компаний которого и ООО "Медиум-ТВ".

Совместной деятельности этой компании с УГЦР изучала в 2013 году Госфининспекция, которая установила (об этом свидетельствует письмо, направленное в НКРСИ письмом от 24.01.2014 № 06-14/74) значительные финансовые нарушения.

Например, в адрес ООО "Медиум-ТВ" в 2011 году УГЦР перечислило почти 100 тыс.

за услуги, которые фактически не предоставлялись.

Известно, что ООО "Крендель" является фигурантом уголовного производства №32015100040000050 2015 года.

И, наконец, компании Слободянюка - ООО "САЛАТЕЙРА" и ООО "САЛАТЕЙРА-Аладдин" также являются фигурантами уголовных производств, только 2018-го года - №32018100060000023 и №32018100000000162.

В обеих компаниях по решению суда проводились выемки документации.

Не менее интересный бизнес семьи Слободянюка.

Так, его дочь Таисия Слободянюк (Кривушкина) имеет или имела отношение к деятельности в Украине предприятий: ООО "НТФ" СВЯЗЬ-ИНВЕСТ ", ООО" СПВ ИНВЕСТ ", ООО" УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ОРАНЖПАРК-СЕРВИС", ООО "КУА" ОРАНЖ ", ЧП Фирма" РОСАВА ", ООО" АРД ТЕЛЕКОМ ".

Среди них наибольший интерес представляет ООО "АРД ТЕЛЕКОМ".

Так, согласно материалам проверки Госфининспекции Украины, УГЦР за период 2009 - 2014 годы заключено договоров с ООО "АРД ТЕЛЕКОМ" на общую сумму почти 17 млн грн.

Проще говоря - прослеживается явный конфликт интересов, когда государственное учреждение под руководством отца платит миллионные суммы компании, которой владеет дочь.

Другая интересная деталь в том, что одним из соучредителей украинского ООО "АРД ТЕЛЕКОМ" является некое ООО "АРД Сатка СЕРВИС" (Российская Федерация, г.

Москва, ул Партизанская, 40).

Кодекс "под кого-то": кому хотят отдать надзор за электронными коммуникациями в Украине/Как фирма уволенного за нарушение экс-руководителя УГЦР может получить контролирующие функции в сфере надзора за частотами - Фото 1.

Отношение к "кормушке" УГЦР при руководстве Слободянюка были и компании его зятя Олега Кривушкина.

Так, согласно открытым данным он имеет отношение к деятельности в Украине следующих предприятий: "СОВРЕМЕННЫЕ ЗАЩИЩЕННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ АСКОС", ООО "ПРОКСИМУС", Дочернее предприятие "АНТЕК-ТЕЛЕКОМ" и ООО "НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР" ОМНИС ".

Среди них наибольший интерес представляет "ОМНИС", которая два года назад стала фигурантом уголовного производства № 32017110080000012.

Как свидетельствуют данные СМИ , решением НКРС от 15.04.2010 №174 "Об утверждении Положения о качестве телекоммуникационных услуг", "НТЦ" ОМНИС" было фактически назначено эксклюзивной лабораторией для определения качества сигнала в Украине.

На это коммерческое предприятие, через аффилированных лиц фактически принадлежало семье Слободянюка, с УГЦР направлялись значительные финансовые потоки.

К примеру, процедура предоставления разрешений на эксплуатацию РЭС была выписана четко под перечень услуг "Омнис", в том числе подготовка заявочных и регистрационных документов для получения лицензии на использование частотного ресурса.

Так, по результатам проведения процедур открытых торгов №44/59В от 08.07.2013 г.

между УГЦР и НТЦ "Омнис" было заключено соглашение на сумму 19,9 млн грн.

Предоставление услуг - в течение 5-ти месяцев.

А услуги - проведение измерений показателей качества услуг подвижной (мобильной) связи в регионах Украины.

Очевидна причастность к НТЦ "Омнис" и Владимира Олейника.

Ведь соучредитель этой компании является некий Александр Валяев, который одновременно является соучредителем ООО "НТЦ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ", а руководителем, в свою очередь, сын Олейника - Владимир Владимирович.

Кодекс "под кого-то": кому хотят отдать надзор за электронными коммуникациями в Украине/Как фирма уволенного за нарушение экс-руководителя УГЦР может получить контролирующие функции в сфере надзора за частотами - Фото 2.

Что имеем в итоге? А имеем то, что тогдашний Председатель НКРС Владимир Олейник, а также упомянутые ранее Надежда Кострыба, Владимир Смоляр и другие члены НКРС принимают решения, которым назначают ООО "НТЦ" ОМНИС "эксклюзивным предприятием для определения качества сигнала.

В результате" ОМНИС "выходит на рынок Украина по оценке качества покрытия и других услуг, предоставляемых операторами мобильных сетей.

А это, на секундочку, миллионные суммы.

Как украинские электронные коммуникации могут стать электронно-криминальными.

Как показало дальнейшее изучение связей упомянутых персон, ниточки от них могут тянуться в еще более темные чащи - прямо к криминальному миру.

Так, если изучить данные о соучредителей упомянутой ранее чешской компании Krokus Company SRO, можем встретить довольно интересные фамилии.

Среди основателей найдем:.

- VOLODYMYR OLIINYK, (Владимир Олейник, или Олейник-старший, 16.10.1957 г.

р., - упомянутый уже экс-глава НКРС).

- VOLODYMYR OLIINYK, (Владимир Олейник, 21.04.1983 г.

- сын Олийныка-старшего).

- TETYANA OLIYNYK, (Татьяна Олейник, 08.02.1957 г.

- жена Олийныка-старшего).

- OLENA SHUMAKOVA, (Елена Шумакова, 03.10.1981 г.

р., - девичья фамилия Олейник, дочь Олейника-старшего).

- GRYGORIY SHUMAKOV, (Григорий Шумаков, - зять Олейника-старшего).

Кто же такой зять экс-чиновника Григорий Шумаков? Как свидетельствуют открытые данные, это сын известного в узких кругах лица - Юрия Шумакова по прозвищу "Шумак".

В СМИ его называют одним из самых влиятельных "авторитетов" города Енакиево Донецкой области, и ставят его фамилию рядом с именем другого "авторитета" - Юрия Иванющенко, или "Юры Енакиевского".

.

Юрий Иванющенко.

Интересный факт: как раскопали журналисты , дачные дома жены Юрия Иванющенко и Юрия Шумакова находятся по соседству в пгт.

Восход (Ялта) в нескольких сотнях метров от "Чайного дома" Виктора Януковича в поселке Отрадное.

Кодекс "под кого-то": кому хотят отдать надзор за электронными коммуникациями в Украине/Как фирма уволенного за нарушение экс-руководителя УГЦР может получить контролирующие функции в сфере надзора за частотами - Фото 3.

О последнем известно, что он был фигурантом ряда уголовных дел, задерживался ГПУ и имел отношение к ОПГ "Капитошки" .

Кодекс "под кого-то": кому хотят отдать надзор за электронными коммуникациями в Украине/Как фирма уволенного за нарушение экс-руководителя УГЦР может получить контролирующие функции в сфере надзора за частотами - Фото 4.

Игорь Игнатов.

В контексте разработки Кодекса ЭК его фамилия интересно тем, что упоминается при освещении схем по поставкам правительственных электронных программ и монополизации рынка электронной отчетности.

Известно также, что он является доверенным лицом Юрия Енакиевского.

Кодекс "под кого-то": кому хотят отдать надзор за электронными коммуникациями в Украине/Как фирма уволенного за нарушение экс-руководителя УГЦР может получить контролирующие функции в сфере надзора за частотами - Фото 5.

Уравнение с двумя известными.

А теперь вернемся снова к Кодексу электронных коммуникаций, который пишут все те же Кострыба и Смоляр.

Итак, под кого он пишется и на какие именно положения будет сделан упор? Очевидно, что учитывая вышесказанное, эти неизвестные в нашем уравнении на самом деле не являются не такими уж "неизвестными".

Уже понятно, что выписывать Кодекс эксперты BRDO будут под бывших покровителей - Олейника и Слободянюка.

Что касается акцентов документа, то также задача не является слишком сложной.

Вспомним, что, проработав 2011 - 2013 годы, ООО "НТЦ" ОМНИС "заработало своим владельцам, а также всем причастным, достаточно "кругленькую "сумму.

Но отошло от дел после отстранения от должностей Слободянюка и Олейника.

И вот теперь, когда Надежда Кострыба попала к BRDO, похоже стоит задача вернуть ООО "НТЦ" ОМНИС прежние объемы заказов.

И путь здесь один - убрать конкурента, которым является государственное предприятие.

Наряду с этим, Минцифры хочет непосредственно заниматься определением предприятия для проведения такого мониторинга и активно пытается отобрать у НКРСИ полномочия государственного коллегиального органа - определять порядок проведения радиочастотного мониторинга.

Поэтому сегодня и видим, как, прикрываясь понятиями "дерегулирование", "конкурентные рынки" и другими, из Кодекса электронных коммуникаций вычеркнули статью, где выписаны задачи и функции Укрчастотнадзора.

Вместо этого - придет "ОМНИС" вместе с Олейником и Слободянюком.

Нужна ли Украине такая реформа "под кого-то"? Вопрос риторический.

Более того, вырисовывается довольно мрачная картина.

Ведь ниточки от разработчиков Кодекса электронных коммуникаций еще и тянутся прямо к лицам, которые неоднократно показали себя, как бенефециаром различных сомнительных, а порой и откровенно криминальных схем.

Что получится при таких условиях из нужной для страны инициативы - большой вопрос.

Джерело матеріала
loader
loader