«Надвигается экономический п****ц!», — Александр Колб о коронакризисе
«Надвигается экономический п****ц!», — Александр Колб о коронакризисе

«Надвигается экономический п****ц!», — Александр Колб о коронакризисе

Пандемия и карантин заставили украинцев самоизолироваться.

Одни бизнесы не справляются с заказами на доставку, другие оказались на грани закрытия.

Основатель маркетингового агентства Promodo Александр Колб в блиц-интервью для AIN.

UA рассказал о том, как реагируют рынки digital и e-commerce на происходящую ситуацию.

Среди клиентов его компании: крупнейшие украинские ритейлеры в офлайне и онлайне, продуктовые компании и многие другие.

«Надвигается экономический п****ц!», — Александр Колб о коронакризисе - Фото 1

Александр Колб.

Фото Ольги Закревской.

Как Promodo реагирует на кризис, какие меры уже предприняли?.

Конечно, мы оптимизируем и режем все, что доступно в затратной части.

Это, например, затраты на маркетинг, сервисы, корпоративные мероприятия и все, что не даст результата в краткосрочной перспективе.

Мы пока что закрыли свою конференцию, ведем переговоры с арендодателем по арендной ставке.

Прогнозируем падение на март доходной части не менее, чем на 20%.

Наша ориентир по эффективности бизнес на период кризиса — работа в ноль.

Мы на это готовы, сейчас так и строим свою работу.

Практически в онлайн-режиме смотрим, насколько отклоняемся от плана.

Также в Promodo есть совет директоров: это 8 топ-менеджеров, которые смотрят за ситуацией и принимают решения.

Постоянно информируем сотрудников о состоянии дел, даем обратную связь.

Разработали планы действий по тому, как работаем с отсрочками платежа, курсовыми разницами, просьбами приостановить сотрудничество.

Компании 15 лет и это не первый наш кризис, есть опыт, на который можно опереться.

В 2013 году мы оптимизировали фонд оплаты труда, частично персонал, на время кризиса пересматривали KPI и цели.

Это наш третий кризис и абсолютно понятно, что делать.

Поэтому паники в компании нет.

Может так случиться, что новый кризис уведет заказчиков в онлайн?.

В портфеле Promodo есть компании, у которых сейчас зашкаливают продажи.

У некоторых — прет! Но я пессимистично смотрю на эту ситуацию, потому что понимаю: когда все закончится, будет откат.

Ведь экономика падает: люди теряют деньги и возможность их зарабатывать.

Все таки, корневая компетенция Promodo — электронная коммерция.

И тут назревает вопрос: «Откуда у человека появятся деньги на новый смартфон, велосипед ребенку или брендовую одежду?».

Я понимаю, что толчок на проникновение покупок в онлайн будет ощутимый.

Люди поймут, что это удобно, некоторые преодолеют психологический барьер делать заказы в интернете.

Проникновение будет обеспечено.

Но когда у людей снова появятся деньги?.

Доля онлайна однозначно увеличится, а вот чек и объем — по-моему, даже уменьшатся.

Но вопрос сложный, время покажет.

Как ведут себя крупные клиенты?.

Большой паники среди крупных клиентов нет.

Но и в прошлый кризис все было относительно спокойно.

Последний раз паниковали в 2008-ом — тогда буквально сходу останавливали рекламу.

За последние пару недель мне позвонили буквально несколько крупных клиентов, некоторые просят небольшую отсрочку по платежам.

Отдельные клиенты немного сократили медийное присутствие.

А есть и позитивные моменты, когда клиенты подтверждают договора на 2020 год и наращивают сотрудничество.

В основном, останавливаются маленькие компании и те площадки, которые не успели набрать «жирка».

Также бывает, что компании банально не успевают пересчитывать цены по новому курсу.

Это нормально.

Такие ситуации нам знакомы и понятны.

Но итоги подводить рано — провал скорее наступит в мае-июне.

Тот же курс вырос на фоне ограниченной паники населения, которое побежало забирать наличные.

Мы такое уже проходили с курсом доллара по 30 грн в феврале 2017 года.

Тогда некоторые наши клиенты побили рекорды даже новогодних продаж.

А уже в апреле последовал провал.

Какую хронологию строите вы и клиенты?.

Прогнозы делать тяжело.

Информационное поле сейчас перегружено, а гадать на кофейной гуще я не хочу.

А вот одного из клиентов могу процитировать: «Надвигается экономический пиздец!».

Мне кажется, что карантин, например, в итоге продлят до конца мая.

Как будет дальше — судить пока сложно.

Пока что поводов для оптимизма мало: видим, как закрываются границы и какие меры вводятся.

Как сказался на компании новый режим работы, когда все вокруг — на удаленке?.

Достаточно позитивно.

Мы работаем хорошо и без сбоев.

Я уже разослал клиентам детальное письмо о том, все обустроено на период карантинного режима.

В свою очередь клиенты дают позитивную обратную связь.

Более того, некоторые руководители замечают, что удалось закрыть давние хвосты.

Но я понимаю, что дело не в удаленной работе.

Сейчас идет работа в режиме страха — ты хорошо концентрируешься, достаточно эффективен.

Но длится это недолго.

Думаю, что «удаленка» на 1–2 месяца это хороший повод встряхнуть компанию и заново посмотреть на ее процессы.

Но через пару месяцев у многих будет заметно падение эффективности.

Мне лично — тяжело так работать, не видя вокруг коллег.

Какие-то ниши целиком встали намертво.

А кто из вашего сегмента не переживет этот кризис?.

Кто не вкладывался в бренд — у того проблемы.

Клиенты с сильным брендом сегодня чувствуют себя более стабильно, потому что у них есть постоянное ядро аудитории.

Речь даже о бытовых ситуациях.

Когда нужно купить гречку — пойдешь туда, о чем слышал, чему доверяешь.

Посмотрите хотя бы на Rozetka и очереди в магазин на Крещатике.

А есть клиенты, у которых ситуация обратная.

Они уже пишут: «У нас закончился товар, просроченная дебиторка».

Шансов выкарабкаться для них я уже не вижу.

Бренда там не было и контроля за ситуацией тоже.

Сейчас очень важна аналитика.

У крупных клиентов мы можем ежечасно мониторить показатели: кеш-флоу, продаж, выкупа товаров.

У кого-то такой возможности нет.

Поэтому, бренды выживут — некоторые даже съедят игроков помельче.

Те, кто стратегически не планировал и работал по принципу «колесо крутится, лавэха мутится» обречены.

В онлайне около 50–60% связаны с брендовыми запросами.

Поэтому будет как в любой кризис: мелкие уйдут, крупные — укрупнятся.

Ваши личные ощущения от нынешней ситуации на рынке и в экономике?.

Я увереннее, чем перед прошлыми кризисами.

В компании есть прочный запас.

Не смотря ни на что, мы продолжаем инвестировать: вкладываем в хаб, планируем переезд в новый офис.

Последние несколько лет мы готовили финансовую подушку, которая позволяет уверенно себя чувствовать сегодня.

Печально другое — и речь не про бизнес.

Я сейчас в качестве волонтера работаю над несколькими медицинскими проектами.

Вот это вгоняет в страх: состояние медицины, надвигающаяся пандемия.

Нам говорят, что мы готовы — но по общению с двумя больницами, у меня другие выводы.

Это даже жопой тяжело назвать.

Нет ничего: градусников, перчаток, катетеров.

Хочется верить, что ситуация замедлится и остановится.

Итальянский сценарий заставит увидеть Украину в другом лице.

С точки зрения экономики, то что мы потеряли — уже отбросило нас на 1–2 назад.

А там уже пусть каждый для себя делает выводы, как жить и работать.

Предприниматели о коронавирусе:.

Андрей Буренок, Trip.

MyDream о коронакризисе: «Наши доходы просели на 90%.

Многие просто обанкротятся».

«Жить по законам военного времени»: письмо основателя Netpeak Group сотрудникам о грядущем кризисе.

«Ошибка делать вид, что ничего не происходит»: письмо руководителя UCG сотрудникам о грядущем кризисе.

Теги за темою
Здоров'я криза
Джерело матеріала
loader
loader