Пандемия и карантин заставили украинцев самоизолироваться.
Одни бизнесы не справляются с заказами на доставку, другие оказались на грани закрытия.
Основатель маркетингового агентства Promodo Александр Колб в блиц-интервью для AIN.
UA рассказал о том, как реагируют рынки digital и e-commerce на происходящую ситуацию.
Среди клиентов его компании: крупнейшие украинские ритейлеры в офлайне и онлайне, продуктовые компании и многие другие.
Александр Колб.
Фото Ольги Закревской.
Как Promodo реагирует на кризис, какие меры уже предприняли?.
Конечно, мы оптимизируем и режем все, что доступно в затратной части.
Это, например, затраты на маркетинг, сервисы, корпоративные мероприятия и все, что не даст результата в краткосрочной перспективе.
Мы пока что закрыли свою конференцию, ведем переговоры с арендодателем по арендной ставке.
Прогнозируем падение на март доходной части не менее, чем на 20%.
Наша ориентир по эффективности бизнес на период кризиса — работа в ноль.
Мы на это готовы, сейчас так и строим свою работу.
Практически в онлайн-режиме смотрим, насколько отклоняемся от плана.
Также в Promodo есть совет директоров: это 8 топ-менеджеров, которые смотрят за ситуацией и принимают решения.
Постоянно информируем сотрудников о состоянии дел, даем обратную связь.
Разработали планы действий по тому, как работаем с отсрочками платежа, курсовыми разницами, просьбами приостановить сотрудничество.
Компании 15 лет и это не первый наш кризис, есть опыт, на который можно опереться.
В 2013 году мы оптимизировали фонд оплаты труда, частично персонал, на время кризиса пересматривали KPI и цели.
Это наш третий кризис и абсолютно понятно, что делать.
Поэтому паники в компании нет.
Может так случиться, что новый кризис уведет заказчиков в онлайн?.
В портфеле Promodo есть компании, у которых сейчас зашкаливают продажи.
У некоторых — прет! Но я пессимистично смотрю на эту ситуацию, потому что понимаю: когда все закончится, будет откат.
Ведь экономика падает: люди теряют деньги и возможность их зарабатывать.
Все таки, корневая компетенция Promodo — электронная коммерция.
И тут назревает вопрос: «Откуда у человека появятся деньги на новый смартфон, велосипед ребенку или брендовую одежду?».
Я понимаю, что толчок на проникновение покупок в онлайн будет ощутимый.
Люди поймут, что это удобно, некоторые преодолеют психологический барьер делать заказы в интернете.
Проникновение будет обеспечено.
Но когда у людей снова появятся деньги?.
Доля онлайна однозначно увеличится, а вот чек и объем — по-моему, даже уменьшатся.
Но вопрос сложный, время покажет.
Как ведут себя крупные клиенты?.
Большой паники среди крупных клиентов нет.
Но и в прошлый кризис все было относительно спокойно.
Последний раз паниковали в 2008-ом — тогда буквально сходу останавливали рекламу.
За последние пару недель мне позвонили буквально несколько крупных клиентов, некоторые просят небольшую отсрочку по платежам.
Отдельные клиенты немного сократили медийное присутствие.
А есть и позитивные моменты, когда клиенты подтверждают договора на 2020 год и наращивают сотрудничество.
В основном, останавливаются маленькие компании и те площадки, которые не успели набрать «жирка».
Также бывает, что компании банально не успевают пересчитывать цены по новому курсу.
Это нормально.
Такие ситуации нам знакомы и понятны.
Но итоги подводить рано — провал скорее наступит в мае-июне.
Тот же курс вырос на фоне ограниченной паники населения, которое побежало забирать наличные.
Мы такое уже проходили с курсом доллара по 30 грн в феврале 2017 года.
Тогда некоторые наши клиенты побили рекорды даже новогодних продаж.
А уже в апреле последовал провал.
Какую хронологию строите вы и клиенты?.
Прогнозы делать тяжело.
Информационное поле сейчас перегружено, а гадать на кофейной гуще я не хочу.
А вот одного из клиентов могу процитировать: «Надвигается экономический пиздец!».
Мне кажется, что карантин, например, в итоге продлят до конца мая.
Как будет дальше — судить пока сложно.
Пока что поводов для оптимизма мало: видим, как закрываются границы и какие меры вводятся.
Как сказался на компании новый режим работы, когда все вокруг — на удаленке?.
Достаточно позитивно.
Мы работаем хорошо и без сбоев.
Я уже разослал клиентам детальное письмо о том, все обустроено на период карантинного режима.
В свою очередь клиенты дают позитивную обратную связь.
Более того, некоторые руководители замечают, что удалось закрыть давние хвосты.
Но я понимаю, что дело не в удаленной работе.
Сейчас идет работа в режиме страха — ты хорошо концентрируешься, достаточно эффективен.
Но длится это недолго.
Думаю, что «удаленка» на 1–2 месяца это хороший повод встряхнуть компанию и заново посмотреть на ее процессы.
Но через пару месяцев у многих будет заметно падение эффективности.
Мне лично — тяжело так работать, не видя вокруг коллег.
Какие-то ниши целиком встали намертво.
А кто из вашего сегмента не переживет этот кризис?.
Кто не вкладывался в бренд — у того проблемы.
Клиенты с сильным брендом сегодня чувствуют себя более стабильно, потому что у них есть постоянное ядро аудитории.
Речь даже о бытовых ситуациях.
Когда нужно купить гречку — пойдешь туда, о чем слышал, чему доверяешь.
Посмотрите хотя бы на Rozetka и очереди в магазин на Крещатике.
А есть клиенты, у которых ситуация обратная.
Они уже пишут: «У нас закончился товар, просроченная дебиторка».
Шансов выкарабкаться для них я уже не вижу.
Бренда там не было и контроля за ситуацией тоже.
Сейчас очень важна аналитика.
У крупных клиентов мы можем ежечасно мониторить показатели: кеш-флоу, продаж, выкупа товаров.
У кого-то такой возможности нет.
Поэтому, бренды выживут — некоторые даже съедят игроков помельче.
Те, кто стратегически не планировал и работал по принципу «колесо крутится, лавэха мутится» обречены.
В онлайне около 50–60% связаны с брендовыми запросами.
Поэтому будет как в любой кризис: мелкие уйдут, крупные — укрупнятся.
Ваши личные ощущения от нынешней ситуации на рынке и в экономике?.
Я увереннее, чем перед прошлыми кризисами.
В компании есть прочный запас.
Не смотря ни на что, мы продолжаем инвестировать: вкладываем в хаб, планируем переезд в новый офис.
Последние несколько лет мы готовили финансовую подушку, которая позволяет уверенно себя чувствовать сегодня.
Печально другое — и речь не про бизнес.
Я сейчас в качестве волонтера работаю над несколькими медицинскими проектами.
Вот это вгоняет в страх: состояние медицины, надвигающаяся пандемия.
Нам говорят, что мы готовы — но по общению с двумя больницами, у меня другие выводы.
Это даже жопой тяжело назвать.
Нет ничего: градусников, перчаток, катетеров.
Хочется верить, что ситуация замедлится и остановится.
Итальянский сценарий заставит увидеть Украину в другом лице.
С точки зрения экономики, то что мы потеряли — уже отбросило нас на 1–2 назад.
А там уже пусть каждый для себя делает выводы, как жить и работать.
Предприниматели о коронавирусе:.
Андрей Буренок, Trip.
MyDream о коронакризисе: «Наши доходы просели на 90%.
Многие просто обанкротятся».
«Жить по законам военного времени»: письмо основателя Netpeak Group сотрудникам о грядущем кризисе.
«Ошибка делать вид, что ничего не происходит»: письмо руководителя UCG сотрудникам о грядущем кризисе.