Карантин продлевают, а «ограничителей жадности» у крупного бизнеса больше нет
Карантин продлевают, а «ограничителей жадности» у крупного бизнеса больше нет

Карантин продлевают, а «ограничителей жадности» у крупного бизнеса больше нет

На фоне эпидемии коронавируса торговые сети подняли цены.

Эксперты напоминают, что список социальных продуктов отменен, и механизмов контроля цен у государства нет.

Конкуренции у крупного бизнеса тоже не осталось.

«Для крупного бизнеса это вообще Клондайк».

Кабинет министров ввел режим чрезвычайной ситуации до 24 апреля.

Карантин может быть сокращен, в случае прекращения эпидемии, или продолжен, если эпидемия не прекратится.

Работать разрешено только аптекам, банкам, АЗС и продуктовым магазинам.

Вместе с тем под запрет попали киоски с уличной шаурмой и кофейные ларьки.

Экономический и политический эксперт Всеволод Степанюк пишет в Facebook: «Видите ли, продавать сырые салаты в супермаркете и нарезанную колбасу, которые неизвестно кто резал, можно, а горячий кофе в разовом стаканчике через окошко - нельзя».

Отметим, что новые меры в столице введены вопреки обещаниям открыть продовольственные рынки.

Так, советник Кабинета министров по экономическим вопросам Алексей Мушак в Facebook заявил, что пора открыть продовольственные и хозяйственные рынки.

«Рисков заражения столько же, как и в торговых сетях, которые сейчас спокойно работают.

Но это позволяет не закрывать канал сбыта для малого и среднего бизнеса.

Во время, когда люди сидят без работы и зарплаты, это важно», - написал он.

Замминистра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тарас Высоцкий также поддерживал эту идею.

Однако на следующий день его сообщение исчезло с сайта министерства.

Всеволод Степанюк отмечает: «Для крупного бизнеса, супермаркетов – это вообще «Клондайк», когда базары закрыли.

Для меня загадка, почему закрыли торговые точки, которые были на открытом воздухе и оставили супермаркеты, которые находятся в закрытом помещении».

Эксперт отмечает, что от карантинных мер в первую очередь пострадает малый и средний бизнес.

По его словам, сфера услуг, ресторанный бизнес, перевозка пассажиров, розничная торговля, развлечения, спортивные мероприятия занимают в ВВП Украины 14%.

На некоторые крупы и макаронные изделия цена выросла на 5-10%.

Гречка подорожала на 51%.

Так называемый борщевой набор - картофель, капуста, лук, морковь, стал дороже на 35-128 %.

Сахар подорожал на 8%, пшеничная крупа - на 11%, мука - на 5%, яйца - на 6%.

Вина, якобы, это поставщики виноваты.

Это они, дескать, оправдывают подорожание значительным ростом издержек производства из-за карантина и изменением цен на все импортные составляющие из-за девальвации гривны.

Однако, большинство подорожавших продуктов – прошлогоднего урожая.

Мэр Киева Виталий Кличко призвал торговые сети столицы не повышать безосновательно цены на продукты и не «наживаться на людях».

Он пригрозил обратиться в Антимонопольный комитет.

Но, следует напомнить, что еще в 2016 году было отменено регулирование цен на социальные товары.

«Ограничителей жадности больше нет».

Изначально правительство отменило регулирование цен на социальные продукты как «пилотный проект» с 15 августа по 15 ноября 2016 года.

А затем и вовсе упразднило список социальных продуктов, под предлогом того, что «государство не должно регулировать цены».

В ту пору премьером был Владимир Гройсман, но попытки отменить этот список начались еще в 2014-2015 годахпри правительстве Арсения Яценюка.

Напомним, что цены на ряд товаров регулировались с 1996 года, когда ОГА обязали регулировать предельные цены, торговую надбавку и норму рентабельности.

С 2007 года производители были обязаны декларировать изменения цены на социальные продукты в случае, когда такие цены увеличиваются в течение месяца более чем на 1%.

К социально значимым продуктам в ту пору были отнесены: мука, хлеб простой рецептуры, молоко жирностью 2,5%, сметана жирностью 20%, масло сливочное жирностью 72%, творог жирностью 9%.

Также социальными продуктами считались: макаронные изделия отечественного производства, крупы, сахар, говядина, свинина с костями и мясо птицы в тушках, вареные колбасные изделия, яйца, масло подсолнечное, соль, картофель.

Предельные уровни прибыли от оптовых цен на социально значимые продукты не могли превышать 15% от себестоимости, а на розничные цены – 10% от соответствующих оптовых цен.

Теперь никаких ограничений нет.

Тем не менее, Министерство экономического развития, торговли и сельского хозяйства (МЭРТ) заявило о начале мониторинга цен на продукты.

«Что если, например, будет зафиксировано повышение цены на какой-либо социальный товар, то какой инструментарий они смогут предпринять?»- говорит экономист Виктор Скаршевский.

Ни цены, ни нормы по продаже товара в одни руки государство не регулирует.

«Мониторинг МЭРТ тут повлиять никак не сможет, на это смогут повлиять только сами торговые сети, установив определенные нормы и ограничения.

Что касается социальных моментов, то они должны всегда находиться под мониторингом, потому что доходы украинских граждан, мягко выражаясь, не высокие и более десяти миллионов живет ниже фактического прожиточного минимума», - говорит экономист.

Блогер Вячеслав Чечил напомнил, что в последние дни Национальный банк наблюдает уменьшение спроса на валюту со стороны физических лиц.

«На самом деле новость не так-то и хороша - если украинцы в кризис не скупают доллары, то это значит, что им просто не за что это делать.

Ни у кого нет денег», - считает он.

Они уже начали проедать последнюю зарплату.

Наемным работникам, отправленным в отпуска за свой счет, в конце месяца нужно платить за съемную квартиру и чем-то кормить детей.

А крупный бизнес остается в выигрыше.

«Ограничителей жадности в лице стихийной торговли и продуктовых рынков больше нет.

Власти в стране, как мы понимаем, тоже нет.

Кто там смеялся над паникерами, закупавшими гречку?»- иронизировал он.

Джерело матеріала
loader
loader