Настя Степула.
В Pinchuk.
Centre до 3 января 2021 идет выставка "Точка.
Это итог работы "Мастерской возможностей": с 2016 года Pinchuk.
Centre приглашает художников с особенностями развития (аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость) принять в ней участие.
Курируют проект художники Катя Бучацкая, Никита Кадан, Давид Чичкан и Анна Щербина.
Организаторы посвящают выставку "историям людей, которые научились самовыражению через искусство".
Выставочный сезон времен постлокдауна в Pinchuk.
Centre начался с инклюзивного проекта "Точка.
Кураторы с задачей сделать проект иклюзивным, как мне кажется, справились, но в публичном обсуждении проект скатился в инклюзию по-украински.
Возможности" — итоговая выставка работ участников "Мастерской Возможностей", где аматоры работали под супервизией художников более 3-х лет.
Мастерская никогда не была центром арт-терапии, а позиционировалась как творческий кластер.
Особенность мастерской заключается в том, что там могут заниматься все люди.
Люди с диагнозами и без.
Но в медиа, комментариях фейсбука, за ужином в гостях гости обсуждали не художественную ценность работ, не методы и концепции, даже не эмоциональное и частное в жанре "нравится-не нравится, я бы и сам такое накалякал".
Они были всецело сосредоточены на диагнозах художников.
Одни пишут и говорят о возможностях, которых лишены люди с нетипичным развитием, а также добродетели организаторов.
Другие о том, что проект — это благотворительность из жалости, нечего тут даже обсуждать в плане искусства (так в основном говорят люди, не видевшие экспозицию).
Третьи настроены называть гениальным абсолютно всё, что создано людьми с отличием восприятия.
Четвертые — из тех, кто в "теме" — занимаются трактовкой, исходя из медицинских данных.
Все эти дискуссии про презумпцию потребности в снисхождении и презумпцию талантливости людей вне придуманной кем-то "нормы" — все это ярко выраженные проявления нетолерантности.
Так случилось, что в Украине в этом вопросе доминирует отношение "совка", где, как известно, не было не только секса, но и людей с инвалидностью.
Игнорирование людей с наличием того или иного диагноза сегодня у многих трансформировалось в нарочитое сочувствие.
Это иная сторона одной и той же медали, медали не инклюзивного мировосприятия.
Можно было бы обвинить организаторов и кураторов в том, что они сами спровоцировали эту парадигму обсуждения.
Но не выйдет: в официальной информации о художниках нет ни слова о диагнозах.
Все описания и презентации Pinchuk.
Centre сосредоточены на методах работы авторов и их концепциях.
Что, безусловно, является признаком толерантного отношения.
Нет такого диагноза, который был бы важнее личности.
"Талант — явление, не связанное с умственным развитием, — по моей просьбе комментирует выставку культуролог и арт-критик Константин Дорошенко.
— Интеллектуальный, широко образованный человек может не быть талантливым.
Иногда художник не может сам сформулировать, что хотел передать в работе, но она захватывает, завораживает зрителя, заставляет его размышлять.
Современное искусство не дает нам ответов.
Оно ставит вопросы.
Учитывая все это, та или иная особенность или диагноз не являются препятствием для таланта.
С начала ХХ века возникает интерес деятелей искусства к творчеству людей с инвалидностью, с ментальными особенностями, поскольку это искусство выше культурных стереотипов, традиций, цивилизационных барьеров.
Приемами, увиденными в работах таких художников, пользовались Пикассо, Баския и другие художники-звезды.
Существуют не только выставки, но и галереи, музеи такого искусства.
То, что мы видим на выставке в Pinchuk.
Centre, работает именно как искусство, заставляя нас размышлять, ощущать, видеть мир под иным углом зрения.
Мы сталкиваемся с интересными художественными практиками.
Важно, что это не арт-терапия.
Целью взаимодействия профессиональных художников с коллегами с инвалидностью было создание художественного высказывания, а не улучшение психологического состояния".
Выставка показала одну очевидную вещь.
Очень важно людям нейротипичным — тех, кто считается нормальным — понять, что любое нейроотличие — абсолютно естественное и "нормальное" состояние, как и нейротипичность.
Это не капиталистическая ересь, а новая норма.
Есть люди разные, и некоторые сильно разные, не существует не получившихся людей, которых надо исправлять.
Понимание и принятие нейразнообразия поможет украинцам стать по-настоящему инклюзивными.
Поэтому я считаю, что выставка "Точка.
Возможности" — проект социокультурный.
Его социальная функция отнюдь не ограничивается предоставлением художникам мастерской.
Скорее — в предоставлении украинцам, зрителям и тем, кто считает себя "нормальным", практиковать равнодушие.
Здесь обязателен непрошенный совет от меня: будьте равнодушными к диагнозам, не обращайте на них внимание, заметьте искусство.
Дэмиен Херст поддержал детей из неблагополучных семей.
A его — Fondazione Prada.
Пушистая Мона Лиза, мохнатый Мунк: Смотрите, как художник переосмыслил шедевры искусства.