“Будьте равнодушными к диагнозам, заметьте искусство”, — в PinchukArtCentre идет выставка “Точка. Линия. Возможности”
“Будьте равнодушными к диагнозам, заметьте искусство”, — в PinchukArtCentre идет выставка “Точка. Линия. Возможности”

“Будьте равнодушными к диагнозам, заметьте искусство”, — в PinchukArtCentre идет выставка “Точка. Линия. Возможности”

Настя Степула.

В Pinchuk.

Centre до 3 января 2021 идет выставка "Точка.

Это итог работы "Мастерской возможностей": с 2016 года Pinchuk.

Centre приглашает художников с особенностями развития (аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость) принять в ней участие.

Курируют проект художники Катя Бучацкая, Никита Кадан, Давид Чичкан и Анна Щербина.

Организаторы посвящают выставку "историям людей, которые научились самовыражению через искусство".

Выставочный сезон времен постлокдауна в Pinchuk.

Centre начался с инклюзивного проекта "Точка.

Кураторы с задачей сделать проект иклюзивным, как мне кажется, справились, но в публичном обсуждении проект скатился в инклюзию по-украински.

Возможности" — итоговая выставка работ участников "Мастерской Возможностей", где аматоры работали под супервизией художников более 3-х лет.

Мастерская никогда не была центром арт-терапии, а позиционировалась как творческий кластер.

Особенность мастерской заключается в том, что там могут заниматься все люди.

Люди с диагнозами и без.

Но в медиа, комментариях фейсбука, за ужином в гостях гости обсуждали не художественную ценность работ, не методы и концепции, даже не эмоциональное и частное в жанре "нравится-не нравится, я бы и сам такое накалякал".

Они были всецело сосредоточены на диагнозах художников.

Одни пишут и говорят о возможностях, которых лишены люди с нетипичным развитием, а также добродетели организаторов.

Другие о том, что проект — это благотворительность из жалости, нечего тут даже обсуждать в плане искусства (так в основном говорят люди, не видевшие экспозицию).

Третьи настроены называть гениальным абсолютно всё, что создано людьми с отличием восприятия.

Четвертые — из тех, кто в "теме" — занимаются трактовкой, исходя из медицинских данных.

Все эти дискуссии про презумпцию потребности в снисхождении и презумпцию талантливости людей вне придуманной кем-то "нормы" — все это ярко выраженные проявления нетолерантности.

Так случилось, что в Украине в этом вопросе доминирует отношение "совка", где, как известно, не было не только секса, но и людей с инвалидностью.

Игнорирование людей с наличием того или иного диагноза сегодня у многих трансформировалось в нарочитое сочувствие.

Это иная сторона одной и той же медали, медали не инклюзивного мировосприятия.

Можно было бы обвинить организаторов и кураторов в том, что они сами спровоцировали эту парадигму обсуждения.

Но не выйдет: в официальной информации о художниках нет ни слова о диагнозах.

Все описания и презентации Pinchuk.

Centre сосредоточены на методах работы авторов и их концепциях.

Что, безусловно, является признаком толерантного отношения.

Нет такого диагноза, который был бы важнее личности.

"Талант — явление, не связанное с умственным развитием, — по моей просьбе комментирует выставку культуролог и арт-критик Константин Дорошенко.

— Интеллектуальный, широко образованный человек может не быть талантливым.

Иногда художник не может сам сформулировать, что хотел передать в работе, но она захватывает, завораживает зрителя, заставляет его размышлять.

Современное искусство не дает нам ответов.

Оно ставит вопросы.

Учитывая все это, та или иная особенность или диагноз не являются препятствием для таланта.

С начала ХХ века возникает интерес деятелей искусства к творчеству людей с инвалидностью, с ментальными особенностями, поскольку это искусство выше культурных стереотипов, традиций, цивилизационных барьеров.

Приемами, увиденными в работах таких художников, пользовались Пикассо, Баския и другие художники-звезды.

Существуют не только выставки, но и галереи, музеи такого искусства.

То, что мы видим на выставке в Pinchuk.

Centre, работает именно как искусство, заставляя нас размышлять, ощущать, видеть мир под иным углом зрения.

Мы сталкиваемся с интересными художественными практиками.

Важно, что это не арт-терапия.

Целью взаимодействия профессиональных художников с коллегами с инвалидностью было создание художественного высказывания, а не улучшение психологического состояния".

Выставка показала одну очевидную вещь.

Очень важно людям нейротипичным — тех, кто считается нормальным — понять, что любое нейроотличие — абсолютно естественное и "нормальное" состояние, как и нейротипичность.

Это не капиталистическая ересь, а новая норма.

Есть люди разные, и некоторые сильно разные, не существует не получившихся людей, которых надо исправлять.

Понимание и принятие нейразнообразия поможет украинцам стать по-настоящему инклюзивными.

Поэтому я считаю, что выставка "Точка.

Возможности" — проект социокультурный.

Его социальная функция отнюдь не ограничивается предоставлением художникам мастерской.

Скорее — в предоставлении украинцам, зрителям и тем, кто считает себя "нормальным", практиковать равнодушие.

Здесь обязателен непрошенный совет от меня: будьте равнодушными к диагнозам, не обращайте на них внимание, заметьте искусство.

Дэмиен Херст поддержал детей из неблагополучных семей.

A его — Fondazione Prada.

Пушистая Мона Лиза, мохнатый Мунк: Смотрите, как художник переосмыслил шедевры искусства.

Источник материала
Поделиться сюжетом
Упоминаемые персоны