Красная дорожка в online: как прошел 11-й Одесский кинофестиваль
Красная дорожка в online: как прошел 11-й Одесский кинофестиваль

Красная дорожка в online: как прошел 11-й Одесский кинофестиваль

«Впусти кино домой», - такой девиз выбрали для фестиваля 2020.

Организаторы одесского кинофорума, наблюдая за карантинными огорчениями, до последнего решали: проводить ли фестиваль, и в каком формате? Мировые аналоги, с которых заимствуют трендовые веяния, отменили: Каннский кинофест, Карловы Вары, Локарно – перенесли на следующий год.

Однако был и другой пример: Лондон, Торонто, Сараево провели кинособытия в гибридном формате, с использованием онлайн-платформ.

По второму сценарию решили пойти и создатели ОМКФ.

Даты старта перенесли: вместо традиционной середины лета фестиваль стартовал 25 сентября.

Выигранное время организаторы потратили на создание платформы, ставшей виртуальным кинотеатром для зрителей и жюри.

Все фильмы, встречи с режиссерами, профессиональные секции и церемонии открытия и закрытия показывались онлайн.

Завсегдатаи фестиваля хвалят организаторов в первую очередь за то, что событие все же состоялось.

Да и посмотреть фильмы без привязки к месту и времени было удобно.

Однако, чего не хватило – так это привычных ивентов и тусовки.

Онлайн формат пока не научился передавать атмосферу.

Вступительная речь – на маяке.

Если закрывали фестиваль в традиционном для ТВ формате – в виртуальной студии с включениями через видеосвязь жюри и конкурсантов, то открытие напоминало больше документальный фильм о самом фестивале и Одессе.

Оказавшись в пустом оперном театре, ведущие отправились гулять по городу, встречая организаторов: генпродюсера Юлию Синькевич – у Дюка, а президента Викторию Тигипко и вовсе - на маяке.

Была задействована в фестивале и главная одесская локация – Потемкинская лестница, собравшая на ступеньках зрителей во время единственного «живого» показа.

Традиционный open-air под открытым небом, который считается фишкой ОМКФ, решили не отменять.

Одесситам показали 100-летний фильм ужасов «Голем, как он пришел в мир».

Картина 1920 года, считающаяся образцом раннего немецкого экспрессионизма, снята по мотивам еврейской легенды об одноименной глиняной статуе, которую оживили с помощью магии.

Людей на показе собралось меньше обычного.

Во-первых, вечер в октябре не такой теплый, как в июле.

Во-вторых, сказалась ситуация с Covid-19: не каждый киноман решился составить компанию 15 тысячам зрителей.

Программа фестиваля в этом году лишилась самой востребованной подборки, «Гала-премьеры» - фильмы, которые ежегодно показывали накануне выхода в широкий прокат.

Проводить онлайн допремьерные показы – дело опасное, исходя из авторских соображений.

Но и, по словам Виктории Тигипко, более 50 кинокартин от ведущих студий были перенесены на позднюю осень и зиму.

Впрочем, несмотря на спячку мировой фестивальной киноиндустрии, зрителю ОМКФ предложили порядка 120 фильмов.

Украинское кино: про войну и диктатуру.

Среди наиболее ожидаемых картин отечественного кинопрома была «Атлантида» Валентина Васяновича, рассказывающая о событиях на Донбассе.

Васянович говорит, что цель его фильма – показать, как заканчиваются войны.

«Начинаются они по разным причинам, а заканчиваются одинаково: потери, эксгумация и разрушена территория», - отмечает режиссер.

Надежды оправдались, и жюри назвало фильм лучшим в международной программе.

Еще одной кинолентой, которую смотрели среди первых, стали «Номера» с особенной историей.

В фильме два режиссера - Ахтем Сейтаблаев и Олег Сенцов.

Последний, находясь в российской тюрьме, отправлял письма своему коллеге, который отвечал за производство фильма.

Уже после освобождения, в декабре, Сенцов смог самостоятельно включиться в работу.

«Сорежессура – это, скорее, исключение из правил, поскольку режиссер - это авторитарное лицо, которое ведет за собой команду, где каждая единица индивидуальна», - говорит Ахтем Сейтаблаев.

По сюжету фильма десять спортсменов привязаны к своим порядковым номерам, все подчиняется строгой системе.

У героев нет возможности выбирать, как жить - до появления нового человека.

Но разрушение пассивной власти, новая система - оказывается не лучше.

«Сколько существует человечество, существует борьба.

Мы хотим освобождения от диктатуры, - говорит «сорежиссер» Сейтаблаев.

– Во время съемок, никто не подозревал, что «Номера» станут точной характеристикой того, что происходит сегодня...».

Вампир и Брежнев.

Специальный приз жюри получил черно-белый фильм «Служители», который рассказывает о двух наивных юношах, чей дух пытаются сломать преподаватели католической семинарии.

Выделилась комедия с элементами политической сатиры «Товарищ Дракулич», показавшая вариант событий, в которых Леонида Брежнева укусил венгерский вампир, и вождь стал бессмертен.

«Во время охоты на вампиров возникает любовный треугольник, где каждый выбирает между любовью, кровью и коммунизмом», - пишется в рецензии к фильму.

Обладателями статуэтки за лучший фильм стали сразу три актрисы из фильма «Материнство», где рассказывается о девушках с детьми, проживающими в приюте при монастыре.

Гран-при национальной программы назвали анимационный фильм «Виктор Робот» - про героя, спасающего создателя звезды, дающей энергию нашей планете.

А главным выбором зрителей в международном конкурсе стала лента «Ужин в Америке», в которой солист группы является в дом к девушке, представившись религиозным волонтером.

Дальше он вовлекает ее в дерзкие приключения, что для юной леди являются «лучшими днями в жизни».

«Это панк-роковая комедия», - характеризует свое детище режиссер Адам Ремейер, который более десяти лет работал в Голливуде оператором и режиссером монтажа, снимая документалистику.

«Повторяем ошибки».

Хотя в этот раз красная дорожка была воображаемой, почетные гости все же приняли участие в работе фестиваля.

Председателем жюри международного конкурса стал один из ведущих композиторов современности - Говард Шор.

Лауреат «Оскара», «Грэмми» и «Золотого глобуса» написал множество саундтреков к фильмам, которые зрители слышат уже 40 лет.

Среди его работ - «Молчание ягнят», «Банды Нью-Йорка», «Авиатор», но наибольшую славу композитору принесла работа над «Властелином колец».

На основе этой музыки Говард Шор создал симфонию, с которой гастролировал по всему миру.

«Для написания музыки к «Властелину колец» нужно было иметь большую выносливость, - признается композитор.

– Процесс записи для трилогии продолжался более трех лет! На протяжении года записывалась музыка для одного фильма, затем еще три месяца шла работа над монтажом и постобработкой музыки».

Еще одной VIP-online-гостьей стала режиссер Агнешка Холланд.

В 2017-м, будучи в Одессе, она получила «Золотого Дюка» за вклад в киноискусство, а теперь представила фильм-закрытие ОМКФ.

«Во время карантина я месяц практически не выезжала из своего загородного дома.

Я не думала о своем графике, это был настоящий отпуск.

– Мы повторяем ошибки и шаблоны прошлого, не осознавая их последствий.

Понимание приходит тогда, когда уже поздно помочь».

Поэтому доступ к кино продлили еще на неделю.

Каким будет ОМКФ в следующем году, сказать трудно.

Виктория Тигипко впервые за 10 лет нарушила традицию, не назвав даты следующего кинофорума.

«Фестиваль состоится, и это главное! – сказала президент ОМКФ.

– Он будет другим, комбинированным, мы продолжим совмещать форматы онлайн и офлайн, за счет этого расширим количество гостей, которые смогут приобщиться к миру кино, не покидая свой дом даже в других странах».

Олег Шапаренко.

ua в Telegram.

Джерело матеріала
loader
loader