«Впусти кино домой», - такой девиз выбрали для фестиваля 2020.
Организаторы одесского кинофорума, наблюдая за карантинными огорчениями, до последнего решали: проводить ли фестиваль, и в каком формате? Мировые аналоги, с которых заимствуют трендовые веяния, отменили: Каннский кинофест, Карловы Вары, Локарно – перенесли на следующий год.
Однако был и другой пример: Лондон, Торонто, Сараево провели кинособытия в гибридном формате, с использованием онлайн-платформ.
По второму сценарию решили пойти и создатели ОМКФ.
Даты старта перенесли: вместо традиционной середины лета фестиваль стартовал 25 сентября.
Выигранное время организаторы потратили на создание платформы, ставшей виртуальным кинотеатром для зрителей и жюри.
Все фильмы, встречи с режиссерами, профессиональные секции и церемонии открытия и закрытия показывались онлайн.
Завсегдатаи фестиваля хвалят организаторов в первую очередь за то, что событие все же состоялось.
Да и посмотреть фильмы без привязки к месту и времени было удобно.
Однако, чего не хватило – так это привычных ивентов и тусовки.
Онлайн формат пока не научился передавать атмосферу.
Вступительная речь – на маяке.
Если закрывали фестиваль в традиционном для ТВ формате – в виртуальной студии с включениями через видеосвязь жюри и конкурсантов, то открытие напоминало больше документальный фильм о самом фестивале и Одессе.
Оказавшись в пустом оперном театре, ведущие отправились гулять по городу, встречая организаторов: генпродюсера Юлию Синькевич – у Дюка, а президента Викторию Тигипко и вовсе - на маяке.
Была задействована в фестивале и главная одесская локация – Потемкинская лестница, собравшая на ступеньках зрителей во время единственного «живого» показа.
Традиционный open-air под открытым небом, который считается фишкой ОМКФ, решили не отменять.
Одесситам показали 100-летний фильм ужасов «Голем, как он пришел в мир».
Картина 1920 года, считающаяся образцом раннего немецкого экспрессионизма, снята по мотивам еврейской легенды об одноименной глиняной статуе, которую оживили с помощью магии.
Людей на показе собралось меньше обычного.
Во-первых, вечер в октябре не такой теплый, как в июле.
Во-вторых, сказалась ситуация с Covid-19: не каждый киноман решился составить компанию 15 тысячам зрителей.
Программа фестиваля в этом году лишилась самой востребованной подборки, «Гала-премьеры» - фильмы, которые ежегодно показывали накануне выхода в широкий прокат.
Проводить онлайн допремьерные показы – дело опасное, исходя из авторских соображений.
Но и, по словам Виктории Тигипко, более 50 кинокартин от ведущих студий были перенесены на позднюю осень и зиму.
Впрочем, несмотря на спячку мировой фестивальной киноиндустрии, зрителю ОМКФ предложили порядка 120 фильмов.
Украинское кино: про войну и диктатуру.
Среди наиболее ожидаемых картин отечественного кинопрома была «Атлантида» Валентина Васяновича, рассказывающая о событиях на Донбассе.
Васянович говорит, что цель его фильма – показать, как заканчиваются войны.
«Начинаются они по разным причинам, а заканчиваются одинаково: потери, эксгумация и разрушена территория», - отмечает режиссер.
Надежды оправдались, и жюри назвало фильм лучшим в международной программе.
Еще одной кинолентой, которую смотрели среди первых, стали «Номера» с особенной историей.
В фильме два режиссера - Ахтем Сейтаблаев и Олег Сенцов.
Последний, находясь в российской тюрьме, отправлял письма своему коллеге, который отвечал за производство фильма.
Уже после освобождения, в декабре, Сенцов смог самостоятельно включиться в работу.
«Сорежессура – это, скорее, исключение из правил, поскольку режиссер - это авторитарное лицо, которое ведет за собой команду, где каждая единица индивидуальна», - говорит Ахтем Сейтаблаев.
По сюжету фильма десять спортсменов привязаны к своим порядковым номерам, все подчиняется строгой системе.
У героев нет возможности выбирать, как жить - до появления нового человека.
Но разрушение пассивной власти, новая система - оказывается не лучше.
«Сколько существует человечество, существует борьба.
Мы хотим освобождения от диктатуры, - говорит «сорежиссер» Сейтаблаев.
– Во время съемок, никто не подозревал, что «Номера» станут точной характеристикой того, что происходит сегодня...».
Вампир и Брежнев.
Специальный приз жюри получил черно-белый фильм «Служители», который рассказывает о двух наивных юношах, чей дух пытаются сломать преподаватели католической семинарии.
Выделилась комедия с элементами политической сатиры «Товарищ Дракулич», показавшая вариант событий, в которых Леонида Брежнева укусил венгерский вампир, и вождь стал бессмертен.
«Во время охоты на вампиров возникает любовный треугольник, где каждый выбирает между любовью, кровью и коммунизмом», - пишется в рецензии к фильму.
Обладателями статуэтки за лучший фильм стали сразу три актрисы из фильма «Материнство», где рассказывается о девушках с детьми, проживающими в приюте при монастыре.
Гран-при национальной программы назвали анимационный фильм «Виктор Робот» - про героя, спасающего создателя звезды, дающей энергию нашей планете.
А главным выбором зрителей в международном конкурсе стала лента «Ужин в Америке», в которой солист группы является в дом к девушке, представившись религиозным волонтером.
Дальше он вовлекает ее в дерзкие приключения, что для юной леди являются «лучшими днями в жизни».
«Это панк-роковая комедия», - характеризует свое детище режиссер Адам Ремейер, который более десяти лет работал в Голливуде оператором и режиссером монтажа, снимая документалистику.
«Повторяем ошибки».
Хотя в этот раз красная дорожка была воображаемой, почетные гости все же приняли участие в работе фестиваля.
Председателем жюри международного конкурса стал один из ведущих композиторов современности - Говард Шор.
Лауреат «Оскара», «Грэмми» и «Золотого глобуса» написал множество саундтреков к фильмам, которые зрители слышат уже 40 лет.
Среди его работ - «Молчание ягнят», «Банды Нью-Йорка», «Авиатор», но наибольшую славу композитору принесла работа над «Властелином колец».
На основе этой музыки Говард Шор создал симфонию, с которой гастролировал по всему миру.
«Для написания музыки к «Властелину колец» нужно было иметь большую выносливость, - признается композитор.
– Процесс записи для трилогии продолжался более трех лет! На протяжении года записывалась музыка для одного фильма, затем еще три месяца шла работа над монтажом и постобработкой музыки».
Еще одной VIP-online-гостьей стала режиссер Агнешка Холланд.
В 2017-м, будучи в Одессе, она получила «Золотого Дюка» за вклад в киноискусство, а теперь представила фильм-закрытие ОМКФ.
«Во время карантина я месяц практически не выезжала из своего загородного дома.
Я не думала о своем графике, это был настоящий отпуск.
– Мы повторяем ошибки и шаблоны прошлого, не осознавая их последствий.
Понимание приходит тогда, когда уже поздно помочь».
Поэтому доступ к кино продлили еще на неделю.
Каким будет ОМКФ в следующем году, сказать трудно.
Виктория Тигипко впервые за 10 лет нарушила традицию, не назвав даты следующего кинофорума.
«Фестиваль состоится, и это главное! – сказала президент ОМКФ.
– Он будет другим, комбинированным, мы продолжим совмещать форматы онлайн и офлайн, за счет этого расширим количество гостей, которые смогут приобщиться к миру кино, не покидая свой дом даже в других странах».
Олег Шапаренко.
ua в Telegram.