Не в деньгах дело, а в их количестве.
Себя любимых кандидаты рекламируют не только на билбордах и в бумажном варианте агитации, но и в соцсетях.
Гражданская сеть ОПОРА проанализировала предвыборную рекламу в Facebook в период с 16 по 30 сентября.
Мониторили всего 2010 страниц.
Только 170 из них потратили на рекламу больше 100 долларов.
За вторую половину месяца они суммарно заплатили рекордную сумму - больше 526 тыс.
долларов или 14,8 млн грн.
Львиная доля потраченных денег традиционно приходится на политические партии.
Так, 63 страницы политсил за две недели заплатили на рекламу в Facebook больше 285 тыс.
долларов, опубликовав за эти деньги 14 тыс.
рекламных сообщений.
Лидером среди партий-рекламодателей стала политическая сила «Наш Край» - заплатила за агитацию в Facebook 74 тыс.
За это же время отдельные кандидаты потратили чуть-чуть меньше средств, чем в первые две недели месяца - всего около 35 тыс.
долларов за 2 352 рекламных сообщения.
Большинство публикаций были предназначены для жителей Киева и Львовской обл.
Бесспорный лидер - кандидат на должность мэра Киева от партии «Слуга народа» Ирина Верещук, которая распрощалась с рекордной суммой за продвижение в соцсетях - более 16 тыс.
Второе место этого рейтинга занимает кандидат на должность мэра Львова Олег Синютка - он потратил 6 196 долл., кандидат в мэры Харькова и председатель Харьковской ОГА Алексей Кучер - третий по количеству расходов на политическую рекламу в Facebook, он заплатил за нее свыше 6 тыс.
Четвертое место рейтинга занимает Сергей Притула, который баллотируется на пост мэра Киева, он потратил чуть больше 4 тыс.
долларов, на пятом – его конкурент на должность мэра Киева Александр Попов – заплатил больше 3 тыс.
Чуть-чуть меньше, но тоже больше 3 тыс.
долларов потратил на рекламу в соцсетях действующий глава Львова Андрей Садовый, его оппонент на выборах Тарас Клефа – 2 960 долларов, Михаил Опанащенко, который баллотируется на должность главы Херсона, - 2,9 тыс.
долларов, действующий мэр Киева Виталий Кличко - больше 2,6 тыс.
Претендент на пост главы Житомира Сергей Калинчук отдал за политическую рекламу в соцсетях чуть меньше 2,6 тыс.
Сила и слабость императивного мандата.
Кандидатов на этих выборах - рекордное количество.
«Участие в очередных местных выборах 25 октября 2020 года принимают более четверти миллиона кандидатов, 261 тыс.
человек, и 194 политические партии.
Это фактически является рекордным количеством для Украины.
Эти цифры существенно влияют на уровень конкуренции на выборах», - говорит гендиректор КИУ Алексей Кошель.
Если точнее, то в местных выборах будут участвовать 261 731 человек, из них более 2,8 тыс.
человек баллотируются на должности городских голов.
По данным КИУ, в 24 городах на должности мэров баллотируются кандидаты-клоны.
Они зарегистрированы в таких городах, как Ужгород, Умань, Нежин, Верхнеднепровск, Рахов, Энергодар, Борисполь, Тетиев, Кременная, Сватово, Старобельск, Глиняны, Вознесенск, Арциз, Болград, Татарбунары, Решетиловка, Костополь, Берислав, Каховка, Алешки, Херсон, Умань, Вашковцы.
Мало того, в местных выборах в качестве кандидатов участвуют 30 народных депутатов.
Чем вдруг так стали привлекают депутатские места на местах? Свои плоды дала децентрализация – местные бюджеты растут, в некоторых общинах они становятся в десятки раз больше по сравнению с тем, какими были еще несколько лет назад.
И у местных депутатов – огромные возможности влиять на распределение этих бюджетов.
Поэтому, можно сказать, что сейчас стать местным депутатом даже интереснее, чем стать депутатом Верховной Рады, поскольку преференции парламентариев в последнее время немного ужимают.
Накануне выборов в КИУ изучили, как мэры крупных городов выполняют свои избирательные программы, которые они представляли в 2015 году.
Оказалось, что программа мэра Киева В.
Кличко выполнена на 75-80%, мэра Днепра В.
Филатова – на 65-70%, мэра Кривого Рога Ю.
Вилкула - на 60-65%, мэра Одессы Г.
Труханова – на 50-55%, мэра Львова А.
Садового - на 50-55%.
По поводу обещаний депутатов местных советов статистики нет.
Но их программы наверняка выполняются еще в меньшей степени, чем программы мэров, поскольку даже при огромном желании человек не в состоянии сделать то, чего он сделать не может.
Ведь полномочия у депутатов, согласно закону, весьма ограничены.
Но для того, чтобы задобрить электорат, кандидаты часто обещают невыполнимое.
Да и не все народные избранники и не всегда делают даже то, что в их силах.
Можно ли как-то заставить депутатов после избрания отвечать за свои слова, данные перед выборами?.
«Если раньше таких рычагов не было, то в этот раз избирательное законодательство предусматривает наличие императивного мандата на местных выборах.
Это означает, что партия, от которой избирались депутат или мэр, может отозвать их, если они будут что-то делать неправильно.
Это небольшой механизм, но он есть.
А вот напрямую закона, который позволил бы контролировать выполнение обещаний или наказывать депутата или мэра за невыполнение их, в Украине нет.
Это значит, что избиратели, которые считают, что мэр или депутат местного совета не выполняют обещаний, что-то делают не так, могут обратиться к руководству партии, от которой те избирались, и потребовать, чтобы их отозвали», - говорит директор Украинского института политики Руслан Бортник.
В то же время руководитель ОПОРЫ Ольга Айвазовская считает, что императивный мандат – это скрытый механизм борьбы партий со свободомыслием своих депутатов, уменьшения их самостоятельности.
А основаниями для того, чтобы отобрали мандат, может быть несоответствие практической деятельности депутата предвыборной программе местной парторганизации, от которой он был избран, или программе партии и отказ его входить во фракцию партии, по списку которой его избрали, или же выход из этой партии.
Отозвать депутата имеет право не только избиратель, которому придется для этого собрать больше подписей, чем депутат набрал голосов на выборах, но и местная организация его партии.
Алла Рыбалко.
ua в Telegram.